г. Тюмень |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А67-4526/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищного кооператива "Сибирская 102/1" на решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Ломиворотов Л.М.) и постановление от 08.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сухотина В.М., Ваганова Р.А., Марченко Н.В.) по делу N А67-4526/2021 по иску унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (634050, г. Томск, пр. Комсомольский, д. 66, ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323) к жилищному кооперативу "Сибирская 102/1" (634021, Томская обл., г. Томск, ул. Сибирская, д. 102/1, кв. 57, ИНН 7017451491, ОГРН 1187031066881) о взыскании задолженности в размере 166 544 руб. 84 коп.
Суд установил:
унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к жилищному кооперативу "Сибирская 102/1" (далее - ЖК "Сибирская 102/1", кооператив, ответчик) о взыскании задолженности в размере 166 544 руб. 84 коп. по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Решением от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности факта оказания предприятием кооперативу услуг по обращению с ТКО.
Не согласившись с принятыми судебными актами, кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на отсутствие расчета суммы исковых требований; считает, что при расчете допущены ошибки, в результате чего задолженность существенно завышена; данные о количестве зарегистрированных граждан являются предположительными; ссылается на то, что контейнерной площадкой пользуются соседние дома, в связи с чем расчет задолженности исходя из количества и объема контейнеров не применим.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в них мотивам.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.07.2019 между УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и ООО "Управляющая компания "Академическое" (правопредшественник ответчика) на условиях типового договора заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, которому присвоен ТКО-00034922 (далее - договор), в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза КО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему заключенному договору (пункт 2 договора).
Согласно пункту 8 договора месячный объем определяется исходя из предоставленных потребителем данных о количестве граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания в многоквартирных домах, управляемых (обслуживаемых) потребителем и общего норматива накопления отходов на одного проживающего. Месячный объем оказания услуг определяется согласно приложению N 1 к заключенному договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО с 01.09.2020 (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора установлено, что под расчетным периодом по настоящему договору принимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора 218 руб. 85 коп. за куб. м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО (пункт 6 договора).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 договора региональный оператор обязан ежемесячно, до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным (месяцем оказания услуг), направлять потребителю акт оказания услуг за расчетный месяц и счет на оплату. В свою очередь, потребитель обязан в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, возвратить региональному оператору подписанный акт оказания услуг или направить письменные мотивированные претензии к качеству оказанных услуг, в случае неисполнения указанной обязанности акт считается подписанным потребителем, услуги принятыми в объеме, указанном в акте (подпункт "к" пункта 13 договора).
Во исполнение заключенного договора истец с сентября по декабрь 2020 года оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего в материалы дела представлены: акты оказания услуг на общую сумму 166 544 руб. 84 коп., а также счета и счета-фактуры.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, предприятие обратилось к кооперативу с требованием об оплате задолженности (претензия от 22.01.2021).
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" обратилось в суд с настоящим иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан заключать с региональным оператором договоры на оказание соответствующих услуг (пп. "б" пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО истцом размещено на официальном сайте в сети Интернет, а также в печатном издании, следовательно, типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в спорном периоде являлся заключенным; услуги по обращению с ТКО в спорный период оказаны региональным оператором потребителю в полном объеме и в срок (доказательства иного в материалы дела не представлены); учитывая отсутствие возражений ответчика по поводу качества оказанных услуг, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности, в связи с чем правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что данные о количестве зарегистрированных граждан являются предположительными, подлежит отклонению, так как расчет задолженности произведен на основании реестра собственников (нанимателей) жилья, представленного ответчиком.
Довод жалобы об отсутствии расчета суммы исковых требований, наличии в расчете ошибок не принимается, поскольку судом расчет проверен и принят, возражения ответчиком заявлены не были.
Ссылка заявителя на то, что контейнерной площадкой пользуются соседние дома, в связи с чем расчет задолженности исходя из количества и объема контейнеров не применим, отклоняется, поскольку расчет задолженности произведен исходя из предоставленных потребителем данных о количестве граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания в многоквартирных домах, управляемых (обслуживаемых) потребителем и общего норматива накопления отходов на одного проживающего (761 человек х на норматив накопления ТКО в месяц на одного проживающего (0,25 м3) = 190,25 м3 х на действующий тариф (218 руб. 85 коп).
Разрешая настоящий спор, суды действовали в рамках предоставленных им полномочий и оценили обстоятельства по внутреннему убеждению, что соответствует положениям статьи 71 АПК РФ.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права, сформулированы с учетом значимых обстоятельств дела. Несогласие заявителя с позицией судов, выраженное в кассационной жалобе, основанное на ином толковании положений действующего законодательства и иной оценке обстоятельств дела, о допущенном судами первой и апелляционной инстанций нарушении не свидетельствует.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов в содержании кассационной жалобы и приведенных в ней доводов не усматривается.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4526/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан заключать с региональным оператором договоры на оказание соответствующих услуг (пп. "б" пункта 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
...
В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2022 г. N Ф04-5736/22 по делу N А67-4526/2021