г. Тюмень |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А81-591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макаровой Наталии Викторовны на решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А81-591/2022 по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление организации строительства" (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, микрорайон N 2, дом 45, ОГРН 1078913000352, ИНН 8913007850) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - индивидуальный предприниматель Макарова Наталия Викторовна (ОГРНИП 318565800072642, ИНН 560308528701).
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление организации строительства" (далее - учреждение, МКУ "УОС") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.10.2021 N 089/06/104-608/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Макарова Наталия Викторовна (далее - предприниматель, ИП Макарова Н.В.).
Решением от 21.04.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение управления от 20.10.2021 N 089/06/104-608/2021 признано недействительным, на антимонопольный орган возложена обязанность повторно рассмотреть заявление МКУ "УОС" по вопросу включения предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков с учетом выводов суда.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты и отказать учреждению в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что представленные в антимонопольный орган материалы не подтверждают недобросовестность ИП Макаровой Н.В. при исполнении контракта.
Управление в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию предпринимателя.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, победителем электронного аукциона на текущий ремонт нежилого помещения по адресу: город Губкинский, микрорайон N 5, дом N 8 (цокольный этаж), признана ИП Макарова Н.В.
01.06.2021 между учреждением (заказчик) и предпринимателем (подрядчик) подписан контракт N 74-К. Графиком установлены следующие сроки выполнения работ на объекте: поставка материала - с момента заключения контракта по 01.06.2021; строительно-монтажные работы - с 02.06.2021 по 31.07.2021.
В адрес подрядчика направлено требование от 20.08.2021 N 89-172-52-1-04/1000, в котором указано, что в случае непринятия мер по скорейшему завершению работ (в течение 10 дней с момента получения требования), заказчиком будут решаться вопросы об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку работы не были выполнены в полном объеме, заказчик 01.09.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместил информацию об этом в Единой информационной системе в сфере закупок.
Сведения о расторжении контракта с обоснованием причин одностороннего отказа от его исполнения были направлены заказчиком в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением управления от 20.10.2021 N 089/06/104-608/2021 отказано во внесении сведений об ИП Макаровой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что при принятии оспариваемого решения антимонопольным органом не были надлежащим образом проверены доводы, приведенные МКУ "УОС" в обоснование недобросовестности предпринимателя, а также обстоятельства фактического выполнения ею работ, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Суд округа, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с пунктом 13 названных Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 названных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ и пунктом 11.7 контракта закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если подрядчик не приступит своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным.
Как следует из оспариваемого решения, управлением установлены факты нарушения ИП Макаровой Н.В. срока выполнения работ по контракту и соблюдения учреждением порядка его расторжения. Однако, приняв во внимание, что предприниматель не отказывалась от исполнения контракта, была на связи с заказчиком и сообщала ему обо всех сложностях, возникших в ходе выполнения работ, предъявила их результат к сдаче 17.09.2021, антимонопольный орган счел возможным не включать сведения об ИП Макаровой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, решение управления от 20.10.2021 N 089/06/104-608/2021 основано лишь на пояснениях предпринимателя, которые документально не подтверждены; (не)добросовестность поведения сторон при исполнении контракта не исследовалась; существенность допущенных со стороны предпринимателя нарушений, достаточность и своевременность принимаемых мер, а также наличие/отсутствие обстоятельств непреодолимой силы не оценивались.
С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным оспариваемое учреждением решение и обязали управление повторно рассмотреть вопрос о включении сведений об ИП Макаровой Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-591/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 названных Правил:
...
В силу части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ и пунктом 11.7 контракта закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если подрядчик не приступит своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2022 г. N Ф04-5351/22 по делу N А81-591/2022