г. Тюмень |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А67-8107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Коммерческая фирма "Химпромволокно", общества с ограниченной ответственностью "Бортэкс" и общества с ограниченной ответственностью "Промышленная Компания "АНТ" на решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 06.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-8107/2021 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Промышленная компания АНТ" (634057, Томская область, город Томск, улица Интернационалистов, дом 10, квартира 88, ИНН 7017216219, ОГРН 1087017018461), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-Коммерческая фирма "Химпромволокно" (634041, Томская область, город Томск, улица Усова, дом 44, квартира 34, ИНН 7017054960, ОГРН 1027000862470), общества с ограниченной ответственностью "Бортэкс" (634507, Томская область, Томский район, поселок Зональная станция, улица Зеленая, дом 29, квартира 70, ИНН 7014060073, ОГРН 1157014001000) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384) о признании недействительным решения от 10.06.2021 N 070/01/17-153/2020.
Другое лицо, участвующее в деле, - муниципальное бюджетное эксплуатационное учреждение ЗАТО Северск (636071, Томская область, город Северск, улица Лесная, дом 6А, строение 4, ИНН 7024038246, ОГРН 1137024001619).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) в заседании приняла участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - Фоминых Е.П. по доверенности от 10.01.2022
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленная компания "АНТ" (далее -ООО ПК "АНТ"), общество с ограниченной ответственностью "Бортекс" (далее - ООО "Бортекс") и общество с ограниченной ответственностью "Производственно-Коммерческая фирма "Химпромволокно" (далее - ООО "ПКФ "Химпромволокно") обратились в Арбитражный суд Томской области суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 07.06.2021 N 070/01/17-153/2020.
Принятые к производству по указанным заявлениям дела определением от 23.11.2021 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А67-8107/2021.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное эксплуатационное учреждение ЗАТО Северск (далее - МБЭУ ЗАТО Северск, заказчик).
Решением от 21.01.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 06.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО ПК "АНТ", ООО "Бортекс" и ООО "ПКФ "Химпромволокно" (далее совместно - общества) просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению подателей жалобы, антимонопольным органом не доказан факт заключения между ними и заказчиком антиконкурентного соглашения и нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения.
МБЭУ ЗАТО Северск отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя управления, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, выявив в ходе рассмотрения возбужденного приказом от 24.03.2020 N 35 по признакам нарушения обществами пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при проведении заказчиком в 2017-2019 годах закупок бензина АИ-92 и дизельного топлива (извещения 0165300009017000462, 0165300009017000521, 0165300009017000650, 0165300009018000057, 0165300009018000273, 0165300009018000389, 0165300009019000083, 0165300009018000038, 0165300009018000334) дела N 070/01/17-153/2020 признаки нарушения обществами и заказчиком пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган определением от 20.10.2020 выделил дело в отношении указанных лиц в отдельное производство.
В ходе рассмотрения данного дела антимонопольным органом установлено, что 27.06.2018 Администрацией ЗАТО Северск на электронной площадке размещено извещение N 0165300009018000273 о проведении электронного аукциона на поставку бензина АИ - 92 и дизельного топлива для нужд заказчика; в аукционе приняли участие ООО ПК "АНТ", ООО "Бортекс", ООО "ПКФ "Химпромволокно" и общество с ограниченной ответственностью "Экоойл" (далее - ООО "Экоойл"); в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступали от ООО "Экоойл" и ООО "Бортэкс", остальные участники предложений не делали; победителем с ценой контракта 2 474 347,60 руб. признано ООО "Бортэкс", контракт с которым заключен 23.07.2018, в результате аукциона начальная максимальная цена контракта снижена на 1%.
При этом до заключения контракта (28.04.2018, 03.07.2018, 12.07.2018, 13.07.2018) ООО "Бортэкс" передало заказчику по договорам ответственного хранения бензин и дизельное топливо, которое было учтено в качестве поставленного по контракту N 0165300009018000273-217/18 товара на следующий день после его подписания.
Решением от 10.06.2021 заказчик и общества признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с заключением устного соглашения, преследующего цель создания преимущественных условий для обществ, ограничении круга лиц - участников торгов, тем самым ведущего и (или) могущего привести к ограничению конкуренции.
Не согласившись с указанным решением, общества обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа положениям Закона о защите конкуренции, отсутствии нарушений прав и законных интересов обществ в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (статья 1 указанного Закона).
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по результатам проведенных торгов (извещение N 0165300009018000273) между заказчиком и ООО "Бортэкс" заключен муниципальный контракт от 23.07.2018 N 0165300009018000273-217/18 на поставку бензина АИ - 92 и дизельного топлива; анализ поведения данных заказчика и обществ при организации, проведении названных торгов и исполнении контракта свидетельствует о реализации ими устного антиконкурентного соглашения в целях взаимного сотрудничества на рынке поставки топлива.
При этом судами обоснованно приняты во внимание следующие обстоятельства:
- решением антимонопольного органа по делу от 06.11.2020 N 070/01/11-49/2020 общества признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен на закупках, проводимых в 2017-2019 годах (извещения NN 0165300009017000462, 0165300009017000521, 0165300009017000650, 0165300009018000057, 0165300009018000273, 0165300009018000389, 0165300009019000083, 0165300009018000038, 0165300009018000334);
- ООО "Бортэкс" передавало заказчику товар до объявления электронного аукциона (извещение N 0165300009018000273) и заключения муниципального контракта по договорам ответственного хранения;
- у заказчика отсутствовали емкости для раздельного хранения топлива принадлежащего ему и переданного ООО "Бортэкс", в связи с чем расходование переданного ООО "Бортэкс" топлива происходило постоянно;
- ранее переданное заказчику топливо было учтено при исполнении муниципального контракта на следующий день после его заключения.
С учетом изложенного, принимая во внимание проведенный антимонопольным органом в порядке части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции на рынке поставки топлива, суды пришли к выводу о том, что вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о достижении между заказчиком и обществами антиконкурентного соглашения, направленного на получение обществами необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и ограничение конкуренции на спорном рынке.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение антимонопольного органа от 10.06.2021 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы обществ в сфере экономической деятельности.
Доводы подателей кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, по существу направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из определенных в статье 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 06.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8107/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по результатам проведенных торгов (извещение N 0165300009018000273) между заказчиком и ООО "Бортэкс" заключен муниципальный контракт от 23.07.2018 N 0165300009018000273-217/18 на поставку бензина АИ - 92 и дизельного топлива; анализ поведения данных заказчика и обществ при организации, проведении названных торгов и исполнении контракта свидетельствует о реализации ими устного антиконкурентного соглашения в целях взаимного сотрудничества на рынке поставки топлива.
При этом судами обоснованно приняты во внимание следующие обстоятельства:
- решением антимонопольного органа по делу от 06.11.2020 N 070/01/11-49/2020 общества признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен на закупках, проводимых в 2017-2019 годах (извещения NN 0165300009017000462, 0165300009017000521, 0165300009017000650, 0165300009018000057, 0165300009018000273, 0165300009018000389, 0165300009019000083, 0165300009018000038, 0165300009018000334);
- ООО "Бортэкс" передавало заказчику товар до объявления электронного аукциона (извещение N 0165300009018000273) и заключения муниципального контракта по договорам ответственного хранения;
- у заказчика отсутствовали емкости для раздельного хранения топлива принадлежащего ему и переданного ООО "Бортэкс", в связи с чем расходование переданного ООО "Бортэкс" топлива происходило постоянно;
- ранее переданное заказчику топливо было учтено при исполнении муниципального контракта на следующий день после его заключения.
С учетом изложенного, принимая во внимание проведенный антимонопольным органом в порядке части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции на рынке поставки топлива, суды пришли к выводу о том, что вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о достижении между заказчиком и обществами антиконкурентного соглашения, направленного на получение обществами необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и ограничение конкуренции на спорном рынке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2022 г. N Ф04-4823/22 по делу N А67-8107/2021