г. Тюмень |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А45-3438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Барнаула Алтайского края на решение от 20.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-3438/2022 по заявлению Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 18, ИНН 2225066269, ОГРН 1042202280251) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, город Новосибирск, Красный проспект, дом 44, ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) об оспаривании предписания.
Иные лица, участвующие в деле: акционерное общество "ЭКО-Комплекс" (656023, Алтайский край, город Барнаул, проспект Космонавтов, дом 16, ИНН 2223592509, ОГРН 1132223004165), акционерное общество "Авиационное предприятие "Алтай" (656057, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, дом 226, ИНН 2259001380, ОГРН 1022201134779).
Суд установил:
Администрация города Барнаула Алтайского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 22.09.2021 N 2021.02.18-54-СЛС.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "ЭКО-Комплес" (далее - АО "ЭКО-Комплекс"), акционерное общество "Авиационное предприятие "Алтай" (далее - АО "АП "Алтай", оператор аэропорта).
Решением от 18.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты и признать оспариваемое предписание недействительным.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание не содержит конкретных нарушений, выявленных в правилах землепользования и застройки, которые необходимо устранить; городской полигон твердых коммунальных отходов (далее - городской полигон ТКО) находится в собственности и эксплуатируется АО "ЭКО-Комплекс", следовательно, предписание выдано в адрес ненадлежащего лица; администрация не уполномочена на принятие каких-либо мер при осуществлении деятельности иных юридических лиц; у управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку полигон ТКО не является объектом, способствующим массовому скоплению птиц; заключение от 09.09.2021, подготовленное АО "АП "Алтай", является ненадлежащим доказательством; предписание является неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 04.12.2018 N 1005-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Барнаул (Михайловка), о чем 29.09.2020 сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Полигон ТКО (город Барнаул, пр. Космонавтов, 74) эксплуатируется с 1974 года и является местом размещения ТКО на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; полигон принадлежит на праве собственности АО "ЭкоКомплекс" и в 2015 году включен в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Оператор аэропорта, выявив нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, подготовил и направил в адрес управления заключение от 09.09.2021, согласно которому в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Барнаул (Михайловка), на расстоянии 6,46 км от контрольной точки аэродрома расположен городской полигон ТКО, эксплуатируемый АО "ЭКО-Комплекс", способствующий привлечению большого количества птиц, чем не обеспечивается безопасность полетов воздушных судов.
Во исполнение требования абзаца 2 пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) управление выдало администрации предписание от 22.09.2021 серия ЗС N 2021.02.18-54-СЛС об устранении в срок до 24.01.2022 нарушений подпункта 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 N 164 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 ВК РФ в отношении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).
В силу пунктов 1, 4, 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, пунктов 1.1, 3.1.1, 4.1.8 Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 N АК-806фс, Ространснадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; управление является территориальным органом, осуществляющим функции Ространснадзора; в случае выявления при проведении государственного контроля (надзора) нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено управлением в рамках осуществления функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 ВК РФ в отношении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации, в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с названным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом названного пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 47 ВК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности; в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Аналогичные положения закреплены в подпункте "е" пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (далее - Правила выделения).
Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил выделения).
На основании пункта 7 статьи 47 ВК РФ в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что аэродром гражданской авиации Барнаул (Михайловка) является правомерно размещенным объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории; осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается (приказ Росавиации от 04.12.2018 N 1005-П); в границах шестой подзоны приаэродромной территории (на расстоянии 6,46 км от контрольной точки аэродрома) расположен городской полигон ТКО; в ходе обследования приаэродромной территории оператором аэропорта установлено, что эксплуатация полигона осуществляется с нарушением Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТКО осуществляется с нарушением сроков; резервы грунта или другие изоляционные материалы для уплотнения слоев ТКО отсутствуют), что привлекает к полигону большое количество птиц (зафиксировано скопление порядка 200 особей черного коршуна, до 300 особей барабинской чайки, до 250 особей грача) и нарушает требования подпункта 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ.
Отклоняя довод подателя жалобы о том, что заключение от 09.09.2021 является ненадлежащим доказательством по делу, суды обоснованно указали, что к заключению оператора аэропорта приложен акт о проведении обследования приаэродромпой территории аэродрома Барнаул (Михайловка) от 08.09.2021 N 1, подписанный членами комиссии (технический директор, советник по безопасности полетов, начальник аэродромной службы, старший штурман, инженер по орнитологическому обеспечению полетов АО "АП "Алтай"), фотографии городского полигона ТКО, оснований не доверять указанным документам не имеется.
Вопреки позиции подателя жалобы судами обоснованно указано, что отсутствие в оспариваемом предписании перечня конкретных действий, которые необходимо совершить администрации, не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку административный орган не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующего субъекта, который по своему усмотрению выбирает способ, обеспечивающий соблюдение требований законодательства.
Принимая во внимание положения части 7 статьи 47 ВК РФ, суды обосновано сочли, что оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявленного требования.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3438/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.