г. Тюмень |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А45-23530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Малышевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 09.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-23530/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (ИНН 5404269334, ОГРН 1065404021990) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Новосибирской области (ОГРН 1045401536883, ИНН 5404239731) о признании недействительными решения.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствовала представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Новосибирской области - Леванова М.С. по доверенности от 30.08.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Новосибирской области (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска, далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение от 02.04.2021 N 339.
Решением от 09.03.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Инспекция возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 20.08.2020 Обществом в налоговый орган представлены сведения о доходах 327 физических лиц с признаком "2" (невозможность удержать налог) за 2019 год.
По факту нарушения Обществом срока представления документов, установленного пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Инспекцией составлен акт от 04.02.2021 N 5419 и принято решение от 02.04.2021 N 339 о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 16 350 руб.
25.04.2021 Инспекцией в адрес Общества выставлено требование N 15972, в котором предложено в срок до 25.05.2021 уплатить штраф в сумме 16 350 руб., а также сообщено о наличии общей задолженности в сумме 1 318 356,86 руб., в том числе по налогам и сборам 1 016 061,81 руб., подлежащей перечислению в бюджет.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от 20.07.2021 N 636 жалоба Общества на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о несвоевременном представлении Обществом в Инспекцию сведений о доходах по форме 2-НДФЛ в отношении 327 физических лиц (председателей многоквартирных домов (далее - МКД).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 31, 126, 207, 208, 210, 226 НК РФ, пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с подпунктом 6 пунктом 1 статьи 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог, и сумма дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5 статьи 226 НК РФ).
Из анализа положений статьи 226 НК РФ следует, что налоговым агентами признаются российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета, в том числе документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
Судами установлено, что Общество является управляющей компанией и в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений в МКД производило выплаты вознаграждений выбранным председателям совета МКД.
Обществом с ПАО Банк "ФК Открытие" заключен договор N Z-HCK-1264 о порядке и условии перечисления денежных средств в рамках "зарплатного" проекта, предметом которого является оформление, выпуск, выдача и обслуживание банковских карт работников заявителя, исполнение поручения заявителя по зачислению денежных средств на счета физических лиц-работников Общества, открытые в Банке.
При анализе выписки расчетного счета Общества налоговым органом установлено, что перечисление денежных средств председателям МКД осуществляется наравне с работниками заявителя, отличия в оформлении реестров по выплате заработной платы и вознаграждения председателям МКД отсутствуют.
При этом, как указывает Инспекция, в ходе выездной налоговой проверки выявлено, что между Обществом и председателями Совета МКД заключались договоры управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание изложенное, суды согласились с выводами налогового органа о том, что поскольку именно Общество перечисляло вознаграждение председателям МКД, следовательно, в отношении указанных выплат оно обязано представить справки 2-НДФЛ с признаком "2" в установленный налоговым законодательством срок, то есть не позднее 02.03.2020.
Вместе с тем соответствующие сведения были представлены Обществом в адрес налогового органа только 20.08.2020, то есть с пропуском срока.
Факт пропуска законодательно установленного срока представления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, подтверждается материалами дела и не опровергается заявителем.
С учетом изложенного суды признали правомерным привлечение заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы заявителя о том, что он не является налоговым агентом, поскольку не является источником выплат вознаграждений председателям МКД, были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку.
Доводы жалобы о двойном налогообложении налогом на доходы физических лиц (с председателей МКД и с Общества) не принимается судом округа, поскольку заявителю данный налог доначислен не был.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки представленных участниками спора доказательств с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, направлены на их переоценку, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции является недопустимым.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23530/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.06.2022 N 1989.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.