г. Тюмень |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А45-594/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Тихомирова В.В. рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 11.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Морозова Л.Н.) и постановление от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Марченко Н.В.) по делу N А45-594/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску акционерного общества "Кузбасская топливная компания" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица 50 лет Октября, 4, ОГРН 1024200692009, ИНН 4205003440) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (107078, город Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Модум-Транс", страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах".
Суд установил:
акционерное общество "Кузбасская топливная компания" (далее - АО "КТК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги о взыскании убытков в размере 86 953 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Модум-Транс" (далее - ООО "Модум-Транс"), страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах".
Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 11.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Считает, что судами необоснованно отклонен довод ответчика о применении к спорным правоотношениям сокращенного срока исковой давности, поскольку убытки возникли именно в рамках осуществления перевозочного процесса, следовательно, к требованиям об их взыскании применим правовой режим перевозочной деятельности - нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению кассатора отношения сторон должны регулироваться, по аналогии, нормами о суброгации. Суды, при разрешении вопроса о пропуске срока исковой давности неверно определили начало его исчисления.
АО "КТК" представило письменный отзыв, в котором выразил возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
На основании части 1 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "УВЗ-логистик" (исполнитель) и АО "КТК" (заказчик) заключен договор оказания услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава N УВЗЛ-ОПВ-825 от 25.10.2017.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 03.04.2018 наименование общества с ограниченной ответственностью "УВЗ-логистик" изменено на ООО "Модум-Транс".
На основании пункта 2.1 договора исполнитель оказывает услуги по предоставлению вагонов для осуществления железнодорожных перевозок грузов, перевозимых по территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, международных перевозок, а также вывозимых за пределы Российской Федерации и помещенных под таможенную процедуру экспорта, ввозимых на территорию Российской Федерации, в том числе перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства на территорию иного иностранного государства. Заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Под услугами по предоставлению вагонов в договоре понимается предоставление под погрузку в соответствии с заявкой на станцию отправления (погрузки) пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов для перевозки груза, признаки которого указаны заявке (пункт 2.2 договора).
Во исполнение заключенного договора ООО "Модум-Транс" предоставило АО "КТК" для перевозки грузов вагон N 62337852, что подтверждается актом оказанных услуг N 1258/18 от 31.05.2018.
Согласно пункту 4.3.17 договора заказчик обязуется обеспечивать сохранность предоставленных по договору вагонов с момента прибытия вагонов в порожнем состоянии на станцию отправления (погрузки) и до момента передачи порожних вагонов перевозчику после выгрузки.
В соответствии с пунктом 6.4 договора в случаях повреждения вагонов (включая кузов, узлы и детали) на железнодорожных путях общего пользования, возникшего по причинам, зависящим от заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, третьих лиц, а также на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, не зависящим от исполнителя, заказчик по требованию исполнителя возмещает расходы за ремонт поврежденных вагонов с учетом стоимости регламентных работ и расходов по оформлению документов на поврежденные вагоны, стоимость подготовки к ремонту, а также платежи за перевозку вагонов к месту проведения подготовки к ремонту, к месту ремонта, а также за перевозку вагонов после осуществления ремонта на железнодорожную станцию, указанную исполнителем, а также иные документально подтвержденные расходы, связанные с восстановлением вагонов.
Кроме того, АО "КТК" уплачивает по требованию ООО "Модум-Транс" штраф за непроизводительный простой вагонов за период с даты обнаружения повреждения вагона, указанной в акте о повреждении вагона формы ВУ-25 и/или уведомлении формы ВУ-23ЭТД (ВУ-23-М), до даты выхода вагона из ремонта, которая указана в уведомлении формы ВУ-36ЭТД (ВУ-36-М), в размере, установленном в приложении N 3 к договору, за один вагон за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) непроизводительного простоя.
Грузоотправителем АО "КТК" 15.05.2018 в адрес грузополучателя АО "Ванинский морской торговый порт" была произведена отгрузка угля каменного марки Д в вагоне N 62337852 по накладной ЭХ271226 станция отправления Мереть Западно-Сибирской железной дороги, станция назначения Ванино (эксп) Дальневосточной железной дороги.
Перед погрузкой перевозчик (ВЧДЭ Белово) определил техническую пригодность подаваемого под погрузку вагона N 62337852. Вагон был признан исправным.
Приняв груз для перевозки, ОАО "РЖД" подтвердило, что отсутствуют дефекты, препятствующие перевозке, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения, то есть вагон N 62337852 находится в надлежащем техническом и коммерческом исправном состоянии.
В пути следования 27.05.2018 по станции Волочаевка-2 Дальневосточной железной дороги был выявлен вагон N 62337852 с отсутствующим ниппелем (условный номер 4371) подводящих трубок без резьбового соединения. Виновником повреждения определено ВЧДЭ Белово Западно-Сибирской железной дороги, подавшего разоборудованный вагон N 62337852 под погрузку грузоотправителю АО "КТК", что подтверждается актом о повреждении вагона N 1175 от 27.05.2018, формы ВУ-25; протоколом разбора у начальника жд станции Волочаевка-2 - ст. Дальневосточной дирекции управления движением - СП Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Пятикоп А.А. N 550 от 29.05.2018.
В связи с полученными повреждениями на вагон было оформлено уведомление на ремонт формы ВУ-23 для подачи вагона на пути ВРД Комсомольск-на-Амуре-обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2" в целях проведения текущего отцепочного ремонта. Общий срок простоя вагона N 62337852 в ремонте составил 39 суток.
Вследствие повреждения спорного вагона ООО "Модум-Транс" понесены дополнительные расходы в виде оплаты железнодорожного тарифа за перевозку указанного вагона к месту проведения ремонта и за его перевозку после ремонта.
Собственником вагона ООО "Модум-Транс" 25.11.2020 на основании договора N УВЗЛ-ОПВ-825 от 25.10.2017 оказания услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава предъявлена претензия в адрес грузоотправителя АО "КТК" о возмещении понесенных убытков в части возмещения провозной платы за проследование вагона из ремонта и штрафа за непроизводительный простой вагона в ремонте от 25.11.2020 N П-1125/2 на общую сумму 86 953 руб.
Вступившим в законную силу решением от 08.12.2021 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-39639/21 требования о взыскании штрафа за непроизводительный простой вагона и расходы по оплате железнодорожного тарифа за перевозку вагона в ремонт и после ремонта удовлетворены в полном объеме, с АО "КТК" в пользу ООО "Модум-Транс" взыскано 86 953 руб.
Указывая на необходимость возмещения ООО "Модум-Транс" вреда, причиненного ОАО "РЖД", истец обратился с указанным иском.
Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь статьями 15, 196, 393, 1064 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исходили из доказанности факта причинения убытков ответчиком, отклонив довод ОАО "РЖД" о пропуске срока исковой давности.
Обозначенные выводы являются правомерными.
Как было указано выше, вступившим в законную силу решением от 08.12.2021 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-39639/21 требования о взыскании штрафа за непроизводительный простой вагона и расходы по оплате железнодорожного тарифа за перевозку вагона в ремонт и после ремонта удовлетворены в полном объеме, с АО "КТК" в пользу ООО "Модум-Транс" взыскано 86 953 руб.
Судами правильно указано, что спорные правоотношения возникли из-за допущенного ОАО "РЖД" повреждения спорного вагона и предъявлением ООО "Модум-Транс" связанных с этим имущественных притязаний, вытекающих из договора возмездного оказания услуг.
Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, истолковав по правилам статей 421, 431 ГК РФ условия договора, заключенного сторонами, а также приняв во внимание наличие связи между неисполнением ответчиком своих обязательств и предъявлением истцу требований со стороны третьего лица, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск.
В связи с этим доводы ответчика о неверном исчислении срока исковой давности были правомерно отклонены, поскольку исковое заявление подано в пределах трехлетнего срока исковой давности с учетом характера заявленных требований и спорных правоотношений, суды пришли к верному выводу о правомерности иска.
При этом было обоснованно отмечено, что в данном случае не применяются сокращенные сроки исковой давности, установленные положениями законодательства о регулировании перевозок грузов, определив начало течения срока исковой давности с 04.12.2020, то есть с даты поступления претензии от ООО "Модум-Транс", и окончание срока - 04.12.2023.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законное и обоснованное решение по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба ОАО "РЖД" подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как было указано выше, вступившим в законную силу решением от 08.12.2021 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-39639/21 требования о взыскании штрафа за непроизводительный простой вагона и расходы по оплате железнодорожного тарифа за перевозку вагона в ремонт и после ремонта удовлетворены в полном объеме, с АО "КТК" в пользу ООО "Модум-Транс" взыскано 86 953 руб.
...
Исследовав, оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, истолковав по правилам статей 421, 431 ГК РФ условия договора, заключенного сторонами, а также приняв во внимание наличие связи между неисполнением ответчиком своих обязательств и предъявлением истцу требований со стороны третьего лица, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск.
...
решение от 11.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2022 г. N Ф04-4729/22 по делу N А45-594/2022