г. Тюмень |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А46-765/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств видеоконференц-связи, веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" на решение от 25.03.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 06.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-765/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" (644079, Омская область, город Омск, улица Новосибирская, дом 147, ОГРН 1145543016860, ИНН 5504245954) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, улица Карла Маркса, дом 12А, ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028) о признании недействительным решения от 18.01.2022 N РНП-55-14/2022.
Другие лица, участвующие в деле: Овчинников Константин Викторович (Омская область, город Омск); бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 42, ОГРН 1025500755554, ИНН 5503007795).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) в заседании приняли участие:
от бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" - Лотош Я.А. по доверенности от 20.12.2021;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области -Алексина А.П. по доверенности от 10.01.2022;
в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представитель общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" - Кочетков А.С. по доверенности от 18.01.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Лидер" (далее -общество, ООО СК "Лидер") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 18.01.2022 N РНП-55-14/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Овчинников Константин Викторович (далее - Овчинников К.В.); бюджетное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - учреждение).
Решением от 25.03.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о непринятии обществом мер для устранения нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, необоснованны; у общества не было намерения уклониться от надлежащего исполнения контракта; нарушение сроков выполнения работ обусловлено фактической невозможностью выполнить комплекс работ в установленные контрактом сроки и недостатками проектной документации.
В отзывах на кассационную жалобу управление и учреждение просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Овчинников К.В. отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам электронного аукциона на проведение работ по строительству и разработке рабочей документации по объекту: "Строительство общеобразовательной школы, расположенной по адресу: Омская область, Исилькульский район, город Исилькуль, улица Партизанская, дом 198" (извещение N 0152200004720001187), между учреждением и ООО СК "Лидер" был заключен государственный контракт от 21.06.2021 N 06-2021/СМР (далее - контракт).
В связи с ненадлежащим исполнением обществом условий контракта (нарушение сроков исполнения), учреждение 19.11.2021 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом принято решение от 18.01.2022 N РНП-55-14/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "Лидер" и его директоре - Овчинникове К.В сроком на 2 года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления оснований для включения сведений в отношении общества и его директора в реестр недобросовестных поставщиков.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с пунктом 13 названных Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 данных Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил N 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, основанием для включения сведений об ООО СК "Лидер" и Овчинникове К.В. в реестр недобросовестных поставщиков послужил факт одностороннего отказа учреждения от исполнения контракта в связи с существенным нарушением обществом его условий.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.8 контракта было установлено право учреждения на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что строительные работы осуществлялись обществом со значительным отставанием от согласованного сторонами контракта графика; 03.09.2021 остановлено производство работ, которые должны были быть завершены до 20.07.2021; на 10.01.2022 стоимость выполненных работ составила 53 370 176 руб., при общей стоимости контракта 357 295 261, 14 руб.
Принимая во внимание достоверность представленной учреждением информации о расторжении контракта ввиду одностороннего отказа от его исполнения, существенность допущенных ООО СК "Лидер" нарушений условий контракта при отсутствии объективных причин, препятствующих своевременному и надлежащему выполнению работ, предусмотренных контрактом, суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным оспариваемое решение управления и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии доказательств его недобросовестности при исполнении контракта, наличия причин, препятствующих своевременному выполнению работ по государственному контракту, а также о принятии им всех мер, направленных на устранение допущенных нарушений условий контракта, по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.03.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-765/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил N 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
...
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
...
Как следует из пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2022 г. N Ф04-5769/22 по делу N А46-765/2022