г. Тюмень |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А45-36/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ишутиной О.В.,
судей Бедериной М.Ю.,
Жирных О.В. -
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2022 (судья Гофман Н.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 (судьи Иващенко А.П., Дубовик В.С., Кудряшева Е.В.) по делу N А45-36/2022, принятое по заявлению Федеральной налоговой службы о признании общества с ограниченной ответственностью "Беловский шахтостроитель" (630009, город Новосибирск, улица Большевистская, дом 103, кабинет 309, ИНН 4202029306, ОГРН 1064202021311, далее - общество "Беловский шахтостроитель", должник) несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель ФНС России - Рыбина И.В. по доверенности от 25.05.2022.
Суд установил:
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании общества "Беловский шахтостроитель" несостоятельным (банкротом) с применением положений статьи 230 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), о включении требования в размере 51 957 432,81 руб., из которых основной долг - 31 879 001,69 руб., пени - 18 314 708,12 руб., штрафы - 1 763 723 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022, производство по делу о банкротстве общества "Беловский шахтостроитель" прекращено.
В кассационной жалобе ФНС России просит отменить состоявшиеся акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления ФНС России о признании должника банкротом.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам; в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие основания для признания должника банкротом с применением упрощенной процедуры банкротства; суды не исследовали вопрос о сохранности и месте нахождения трактора должника, не учли, что налоговый орган не наделен полномочиями по розыску имущества должника.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Учитывая надлежащее извещение иных лиц, участвующих в обособленном споре, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 30.06.2022 задолженность общества "Беловский шахтостроитель" перед бюджетом составляет 51 957 432,81 руб., в том числе: налог - 31 879 001,69 руб., пени - 18 314 708,12 руб., штрафы - 1 763 723 руб.
ФНС России в целях соблюдения досудебной процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, проводила работу по взысканию указанной задолженности.
В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, приняты решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика - организации, находящихся на счетах в банках в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесены постановления о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика - организации.
Указанные постановления были направлены в службу судебных приставов.
Основным видом деятельности должника является строительство жилых и нежилых зданий.
Учредителем и руководителем должника до 07.12.2020 являлся Цечоев Абу Исрапилович (дата смерти 07.12.2020).
Руководителем должника с 15.12.2020 является Цечоев Ислам Абуевич.
На текущую дату у общества "Беловский шахтостроитель" имеются открытые расчетные счета в акционерном обществе "Газпромбанк", в публичном акционерном обществе "Сбербанк России", в "Банк ВТБ" (публичном акционерном обществе).
За обществом "Беловский шахтостроитель" зарегистрирован трактор Сюйгун WZ30-25 2007 года выпуска, государственный peгистрационный номер 1071КА45, иного имущества у должника не установлено.
ФНС России приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа трактора должника.
Последняя бухгалтерская отчетность общества "Беловский шахтостроитель" была представлена 29.03.2021 за 2020 год.
Актив баланса составляет 32 281 руб.: НДС по приобретенным ценностям 3 тыс. руб.; дебиторская задолженность - 12 685 тыс. руб.; финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) - 200 тыс. руб.; денежные средства и денежные эквиваленты - 19 393,0 тыс. руб.; прочие оборотные активы - 0,0 тыс. руб.
Капитал и резервы: уставный капитал - 10 тыс. руб.; нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 1,310 тыс. руб.; кредиторская задолженность - 30 961 тыс. руб.
Последняя налоговая отчетность представлена 28.10.2021 - налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 3 квартал 2021 года, с начислениями в размере 0,00 руб.
В заявлении ФНС России указано на то, что финансирование процедуры банкротства за счет средств федерального бюджета невозможно.
От руководителя должника также не поступило согласие на финансирование процедуры банкротства.
Суд первой инстанции исходил из недоказанности ФНС России вероятности обнаружения в будущем имущества должника, за счет которого возможно погашение расходов по делу о банкротстве, в связи с чем прекратил производство по делу о банкротстве.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к следующим выводам.
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве установлены особенности банкротства отсутствующего должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным.
Положения, предусмотренные параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статья 230 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление N 91), если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу; в определении о назначении судебного заседания участвующим в деле лицам предлагается сообщить, согласны ли они осуществлять финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве, и разъясняется, что если никто из них не даст согласия на такое финансирование, производство по делу будет прекращено на основании абзаца восьмого статьи 57 Закона о банкротстве; согласие дается в письменном виде с указанием суммы финансирования.
В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
При этом согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
Также в силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В пункте 13 Постановления N 91 разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Согласно пояснениям ФНС России, из федерального бюджета не выделены средства для финансирования процедуры банкротства, сведения о наличии такого финансирования не могут быть представлены.
Ссылка уполномоченного органа на наличие у должника трактора обоснованно отклонена судами, поскольку трактор в ходе исполнительного производства не был обнаружен, вероятность его поступления в конкурсную массу в рамках дела о банкротстве не подтверждена.
Аргументы ФНС РФ о выявлении в ходе налоговой проверки сделок должника, которые могут быть оспорены, документально не подтверждены, не обоснованы основания оспаривания сделок, вероятность получения денежных средств от ответчиков в порядке применения последствий недействительности сделки.
При таких условиях суды, прекращая производство по делу о банкротстве, обоснованно исходили из недоказанности ФНС РФ обстоятельств наличия у должника имущества, достаточного для финансирования процедуры банкротства, или выделения уполномоченному органу средств для финансирования процедуры банкротства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов, получили соответствующую оценку и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.07.2022 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по делу N А45-36/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.В. Ишутина |
Судьи |
М.Ю. Бедерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
При этом согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
Также в силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
В пункте 13 Постановления N 91 разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 октября 2022 г. N Ф04-6376/22 по делу N А45-36/2022