г. Тюмень |
|
1 ноября 2022 г. |
Дело N А46-2859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" на решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 21.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-2859/2022 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13, ОГРН 1135543040742, ИНН 5503245214) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68, ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2022 N 1-40/К.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) в заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" - Ясько О.Н. по доверенности от 10.01.2022;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности от 17.12.2021.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - ЗАО "УК "Левобережье", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее -административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2022 N 1-40/К о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Решением от 18.05.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку под многоквартирным домом земельный участок не сформирован; ЗАО "УК "Левобережье" не оказывает жильцам спорного многоквартирного дома коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО); собственники многоквартирного дома используют единые контейнерные площадки накопления ТКО, расположенные вблизи многоквартирного дома; административным органом и судами не выяснены обстоятельства возможности размещения мест (площадок) накопления ТКО вблизи спорного многоквартирного дома с учетом соблюдения требований санитарных норм; необоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "УК "Левобережье" на основании лицензии от 10.06.2015 и договора управления от 01.04.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Омск, улица Куломзинская, дом 70.
На основании поступившего обращения административным органом проведена внеплановая выездная проверка (приказ от 10.01.2022 N 000000033), в ходе которой выявлены факты нарушения ЗАО "УК "Левобережье" требований пунктов 3.7.1., 3.7.2., 3.7.4., 3.7.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно: обществом не обеспечен сбор бытовых отходов; не оборудована площадка для установки мусоросборников; отсутствуют мусоросборники для ТКО; договор и иные документы на использование иного земельного участка для размещения площадки под контейнеры под ТКО для нужд собственников указанного многоквартирного дома не представлены.
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 21.01.2022 N 03-03-10/2, протокол об административном правонарушении от 21.01.2022 N 1, выдано предписание от 21.01.2022 N 03-02-10/2 и вынесено постановление от 07.02.2022 N 1-40/К о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 руб. (с учетом применения статьи 4.1 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества события и состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), к работам по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов отнесена организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (пункт 3.7.2 Правил N 170).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку общество на основании договора управления многоквартирным домом является лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, оно обязано принимать меры, направленные на соблюдение требований законодательства, организовывать и надлежащим образом содержать место (площадку) накопления ТКО для жильца спорного многоквартирного дома.
В случае отсутствия возможности установить контейнерные площадки в пределах границ земельных участков под многоквартирным домом ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить их на ином земельном участке на основании гражданско-правового договора.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом работы по организации места (площадки) накопления ТКО для жителей многоквартирного дома, находящегося в управлении общества, не проводились; создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления не согласовано.
При этом доказательств того, что общество обращалось в органы местного самоуправления с целью согласования создания места (площадки) накопления ТКО для спорного многоквартирного дома, как и того, что уполномоченным органом было принято решение об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО в материалы дела не представлено.
Вопреки позиции общества, само по себе наличие на землях общего пользования единых площадок накопления ТКО, созданных органами местного самоуправления, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пункта 26(1) Минимального перечня, пунктов 3.7.1, 3.7.2 Правил N 170 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств достаточности созданных органами местного самоуправления площадок для использования жителями всех многоквартирных домов их эксплуатирующих, а также обеспечения участия общества в содержании и обслуживании указанных площадок.
При этом ссылка подателя жалобы на то, что ЗАО "УК "Левобережье" не оказывает жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу по обращению с ТКО отклоняется судом округа, поскольку как верно указано судами в рассматриваемом случае обществу вменяются нарушения по созданию и содержанию мест (площадок) ТКО, что является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судов о невозможности замены назначенного наказания на предупреждение и квалификации правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2859/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
При назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выводы судов о невозможности замены назначенного наказания на предупреждение и квалификации правонарушения в качестве малозначительного не подлежат переоценке на стадии кассационного обжалования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2022 г. N Ф04-5898/22 по делу N А46-2859/2022