г. Тюмень |
|
1 ноября 2022 г. |
Дело N А75-15604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центральный участок" на решение от 20.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-15604/2021 по заявлению акционерного общества "Центральный Участок" (628303, город Нефтеюганск, 6-й микрорайон, здание 62А, помещение 1, ОГРН 1118619002292, ИНН 8604050665) к Службе муниципального контроля администрации города Нефтеюганска (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 2 микрорайон, дом 25, ОГРН 1028601264460, ИНН 8604013215) об оспаривании предписания.
Другие лица, участвующие в деле, - акционерное общество "Югра-Экология" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381), Администрация города Нефтеюганска (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 2 микрорайон, дом 25, ОГРН 1028601264460, ИНН 8604013215).
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Центральный Участок" - Зорькина А.О. по доверенности от 01.07.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Центральный Участок" (далее - общество, АО "Центральный Участок") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе муниципального контроля Администрации города Нефтеюганска (далее - служба контроля) о признании недействительным предписания от 08.07.2021 N 69/К-П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Югра-Экология" (далее - АО "Югра-Экология"), в качестве заинтересованного лица - Администрация города Нефтеюганска (далее - администрация).
Решением от 20.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не принято во внимание, что контейнерные площадки в микрорайоне 1 города Нефтеюганска существуют и используются собственниками многоквартирных домов (далее - МКД), данный факт подтверждается реестром мест накопления твердых коммунальных отходов города Нефтеюганска (далее - реестр ТКО); службой контроля не доказана необходимость наличия контейнерных площадок возле каждого МКД, а также возможность их размещения с учетом плотности застройки микрорайона и требований санитарных норм и правил; размещение контейнерных площадок на придомовой территории невозможно, что подтверждается кадастровыми паспортами на МКД; оспариваемое предписание является неисполнимым.
Служба контроля в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
АО "Югра-Экология" в отзыве на кассационную жалобу считает возможным оставить решение по настоящему делу на усмотрение суда.
Ходатайство общества о приобщении дополнительных документов, поступившее в суд округа 25.10.2022, не подлежит удовлетворению в силу положений части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Поскольку документы поданы в суд округа в электронном виде, оснований для их возврата на бумажном носителе не имеется.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество осуществляет управление многоквартирными домами N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 микрорайона 1 города Нефтеюганска на основании лицензии от 13.07.2018 N 346 и договоров управления МКД.
В рамках осуществления муниципального жилищного контроля на основании приказа от 18.06.2021 N 69/к в отношении общества в период с 18.06.2021 по 08.07.2021 проведена внеплановая проверка по вопросу организации и содержания мест (площадок) накопления ТКО микрорайона 1 города Нефтеюганска, в ходе которой установлено, что в соответствии с реестром ТКО в 1 микрорайоне города Нефтеюганска располагается 9 контейнерных площадок накопления ТКО, бремя содержания контейнерных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, в 1 микрорайоне осуществляет управляющая компания - АО "Центральный Участок"; контейнерной площадкой у МКД N 2 пользуется жители МКД NN 6, 7, 8 (на прилегающей территории у контейнерной площадки складированы ветви деревьев, на самой контейнерной площадке имеются мешки с отходами); контейнерной площадкой у МКД N 6 пользуется жители МКД NN 1, 2, 3, 4, 5 (на прилегающей территории и на самой контейнерной площадке имеются картонные коробки, местами повреждено металлическое ограждение контейнерной площадки); контейнерной площадкой у МКД N 9 пользуются жители МКД NN 9, 10, 11 (на контейнерной площадке повреждено ограждение); контейнерной площадкой у МКД N 12 пользуются жители МКД N 12 (на контейнерной площадке повреждено ограждение, отсутствуют боковые борта ограждения); контейнерной площадкой у МКД N 14 пользуются жители МКД NN 13, 14, 15 (на контейнерной площадке повреждено ограждение, отсутствуют боковые борта ограждения); контейнерной площадкой у МКД N 16 пользуются жители МКД NN 16, 18, 19 (на контейнерной площадке повреждено ограждение); контейнерной площадкой у МКД N 19 пользуются жители МКД NN 17, 19, 20 (на прилегающей территории у контейнерной площадки складированы ветви деревьев); контейнерной площадкой у МКД N 25 пользуются жители МКД N 22, 24, 25, 26 (на контейнерной площадке повреждено ограждение); контейнерной площадкой у МКД N 27 пользуются жители МКД NN 25, 27, 29 (на контейнерной площадке повреждено ограждение); контейнерные площадки расположены на землях общего пользования; в реестре муниципального имущества города Нефтеюганска контейнерные площадки, расположенные в микрорайоне 1 города Нефтеюганска у МКД NN 25, 26, 19, 16, 14, 12, 9, 6, 2, отсутствуют.
По результатам проверки службой контроля составлен акт от 08.07.2021 N 69К-А и выдано предписание от 08.07.2021 N 69/К-П, в соответствии с которым обществу на основании пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), необходимо в срок до 08.10.2021 организовать места (площадки) накопления ТКО для жильцов МКД NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 29 микрорайона 1 города Нефтеюганска (пункт 1); обеспечить надлежащее содержание мест (площадок) накопления ТКО для жильцов МКД NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 29 микрорайона 1 города Нефтеюганска (пункт 2).
Общество, не согласившись с данным предписанием службы контроля, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций признали предписание службы контроля соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2, пунктом 9 части 1 статьи 14, частью 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля; при осуществлении муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Судами установлено, что общество по договорам управления осуществляет управление МКД N N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 29 микрорайона 1 города Нефтеюганска.
Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса).
Пунктом 26 (1) Минимального перечня к работам по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов отнесена организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования названых норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Постановлением администрации от 14.06.2018 N 86-нп утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного накопления) на территории муниципального образования город Нефтеюганск, в соответствии с пунктом 3.1 которого лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны организовать и содержать места (площадки) накопления ТКО.
Поскольку общество на основании договоров управления МКД является лицом, ответственным за содержание общего имущества МКД, оно обязано принимать меры, направленные на соблюдение требований законодательства, организовывать и надлежащим образом содержать места (площадки) накопления ТКО для жильцов спорных МКД.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что обществом работы по организации мест (площадок) накопления ТКО для жителей МКД, находящихся в управлении общества, надлежащим образом не проводились; создание мест (площадок) накопления ТКО с администрацией не согласовано/
Вопреки доводам общества, наличие около МКД на землях общего пользования площадок накопления ТКО, образованных органами местного самоуправления (включены в реестр накопления ТКО), не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пункта 26(1) Минимального перечня, пунктов 3.7.1 Правил N 170 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерные площадки в пределах границ земельных участков под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить их на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
При этом обществом не представлено доказательств достаточности существующих (созданных органами местного самоуправления) контейнерных площадок для использования жителями всех многоквартирных домов, обслуживаемых обществом в микрорайоне 1 города Нефтеюганска, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса).
Оспариваемое АО "Центральный Участок" предписание отвечает критериям исполнимости, поскольку на общество возложена обязанность совершить действия, прямо предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у службы контроля правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы АО "Центральный Участок" о том, что суды не исследовали и не учли при рассмотрении дела все представленные обществом документы неоснователен.
То обстоятельство, что в судебных актах не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и постановление от 28.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-15604/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
...
Вопреки доводам общества, наличие около МКД на землях общего пользования площадок накопления ТКО, образованных органами местного самоуправления (включены в реестр накопления ТКО), не освобождает управляющую организацию от исполнения обязательных требований пункта 26(1) Минимального перечня, пунктов 3.7.1 Правил N 170 в целях надлежащего содержания общего имущества МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерные площадки в пределах границ земельных участков под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить их на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
При этом обществом не представлено доказательств достаточности существующих (созданных органами местного самоуправления) контейнерных площадок для использования жителями всех многоквартирных домов, обслуживаемых обществом в микрорайоне 1 города Нефтеюганска, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2022 г. N Ф04-5905/22 по делу N А75-15604/2021