г. Тюмень |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А70-4091/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 12.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Михалева Е.В.) и постановление от 19.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сафронов М.М., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А70-4091/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Мир" (628285, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Урай, 2а микрорайон, дом 42/4, офис 1, ОГРН 1078606000758, ИНН 8606012256) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625003, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) о взыскании 351 926,98 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Департамент гражданской защиты населения Югры, администрация города Урай.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - ООО "Мир", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества) о взыскании 332 604 руб. задолженности за оказанные услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, 19 322,98 руб. пени, а также расходов в размере 290 руб. по оплате госпошлины за предоставление выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Департамент гражданской защиты населения Югры, администрация города Урай.
Решением от 12.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом указано следующее: с момента ввода спорных объектов в эксплуатацию, сведения, подтверждающие, что данный подвал имеет статус противорадиационного укрытия (далее - ПРУ) отсутствуют, наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) не дает оснований автоматически считать его относящимся к государственной собственности; в режиме повседневной деятельности спорное ПРУ используется собственниками, как техническое подвальное помещение, в связи с этим ПРУ является общим имуществом собственников многоквартирного дома; судами не исследован вопрос о полномочиях органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны, которые включают в себя создание и поддержание защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Урай, микрорайон 3, дом N 32 с ООО "Мир" на основании протокола общего собрания от 29.12.2015 заключен договор на управление МКД от 29.12.2015, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по управлению МКД: обслуживанию внутридомовых инженерных сетей: теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, а также обслуживанию системы внутренней связи (домофон), содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 5.1, 5.3 договора размер платы собственника за содержание и ремонт общего имущества в МКД устанавливается в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД, пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего собственнику. Ежемесячная плата собственника за содержание и ремонт общего имущества в МКД определяется как произведение общей
площади его помещений на размер платы за 1 кв.м такой площади в месяц.
По расчету истца стоимость обслуживания нежилого помещения (ПРУ) за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составила 332 604 руб.
Неудовлетворение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды, руководствуясь статьями 6, 210, 212, 249, 309, 311, 329, 330 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 156, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также правовыми позициями, изложенными в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в пункте 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), постановлении Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", исходя из того, что спорное нежилое помещение является федеральной собственностью в силу закона, доказательств его передачи в общую собственность собственникам или иных лиц в материалы дела не представлено, пришли к выводу, что МТУ Росимущества обязано своевременно вносить предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, платежи, в том числе оплачивать услуги управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества МКД, в которых расположены соответствующие объекты гражданской обороны.
Обозначенные выводы являются правомерными.
В силу статей 210 и 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьями 36 и 39 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, и они несут бремя расходов на содержание указанного имущества.
На основании статей 158 (части 1) и 169 (части 1) ЖК РФ собственник помещения обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Он обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
При рассмотрении спора установлено, что в указанном МКД находится нежилое помещение - ПРУ, которое относится к защитным средствам гражданской обороны, что подтверждается вступившим в законную силу решением Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2017 по делу N 2а-304/2017. Статус указанного объекта недвижимости как противорадиационного укрытия подтвержден выписками из ЕГРН, он учтен в Департаменте гражданской защиты населения Югры в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры под инвентарным номером N 272-85.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ПРУ, расположенные по адресу: г. Урай, микрорайон 3, д. 32 являются федеральной собственностью в силу норм действующего законодательства, следовательно, у собственника нежилых помещений (Российской Федерации) в силу прямого указания закона возникла обязанность по своевременному и полному внесению платы за содержание и ремонт спорных помещений, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Расчет задолженности проверен, признан арифметически верным, соответствующим действующему законодательству и договору.
Аргумент кассатора о том, что указанные ПРУ не относятся к ЗС ГО, поскольку используются жильцами в качестве общего имущества МКД, судами обоснованно отклонен. В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства выбытия спорного имущества из состава федеральной собственности с соблюдением соответствующего порядка.
Кроме того, из подпункта "а" пункта 2.4 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне", утвержденных приказом Постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26.04.1990 N 1с (далее - СНиП 2.01.51-90), следует, что создание фонда защитных сооружений осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем комплексного освоения подземного пространства для нужд народного хозяйства с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно: приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения.
Поскольку действующим законодательством не установлен особый порядок внесения платы за содержание ЗС ГО, Российская Федерация, являясь собственником таких помещений, наравне с собственниками других помещений, обязана своевременно вносить предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, платежи, в том числе оплачивать услуги управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества МКД, в которых расположены соответствующие объекты гражданской обороны.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба МТУ Росимущества подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 19.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4091/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргумент кассатора о том, что указанные ПРУ не относятся к ЗС ГО, поскольку используются жильцами в качестве общего имущества МКД, судами обоснованно отклонен. В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства выбытия спорного имущества из состава федеральной собственности с соблюдением соответствующего порядка.
Кроме того, из подпункта "а" пункта 2.4 СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне", утвержденных приказом Постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26.04.1990 N 1с (далее - СНиП 2.01.51-90), следует, что создание фонда защитных сооружений осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем комплексного освоения подземного пространства для нужд народного хозяйства с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно: приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф04-5994/22 по делу N А70-4091/2022