г. Тюмень |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А03-17801/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газкорпорация" на решение от 25.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 29.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А03-17801/2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газкорпорация" (65619, Алтайский край, город Барнаул, улица Эмилии Алексеевой, дом 122, ИНН 2223634702, ОГРН 1202200035344) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 1, ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газкорпорация" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - управление) от 29.10.2021 N 118/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 25.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление управления изменено в части назначения наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью свидетельствующие об осуществлении обществом деятельности по реализации сжиженного газа в баллонах для коммунально-бытовых нужд населения; общество не было ненадлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и о месте и времени рассмотрения дела.
Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является организацией, оказывающей услуги по торговле розничным моторным топливом в специализированных магазинах (основной вид деятельности) и твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами (дополнительный вид деятельности) (информация из Единого государственного реестра юридических лиц).
В связи с поступившим обращением гражданина Бруг Владимира Владимировича (далее - Бруг В.В.) от 07.07.2021, должностным лицом управления проведены контрольные мероприятия, в ходе которых установлен факт нарушения обществом установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное), выразившееся в реализации населению для бытовых нужд сжиженного газа в баллонах по розничной цене, которая не устанавливалась управлением по тарифам.
Выявленные нарушения обществом требований действующего законодательства послужили основанием для составления управлением от 18.10.2021 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 29.10.2021 N 118/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности. При этом суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, вместе с тем сочли возможным в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 50 000 руб., в связи с чем изменили оспариваемое постановление управления.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в том числе устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 были утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода (далее - Положения N 1021).
Согласно пункту 4 Положений N 1021 государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит, в том числе розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (подпункт е (1)).
В соответствии с пунктом 2 Положений N 1021 розничной ценой на сжиженный газ признается цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Розничные цены на газ, розничные цены на сжиженный газ, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 8 Положений N 1021).
Таким образом, розничная продажа сжиженного газа, реализуемого населению для бытовых нужд, в силу прямого указания закона осуществляется по ценам, установленным тарифным органом.
Порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств (далее - розничные цены), и основные принципы регулирования розничных цен определены в методических указаниях, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 07.08.2019 N 1072/19 (далее - Методические указания).
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что для утверждения розничных цен субъект регулирования представляет в регулирующий орган заявление об установлении розничных цен, а также предусмотренный данным пунктом пакет документов.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами в день получения. В течение 10 рабочих дней со дня предоставления всех документов, предусмотренных пунктом 17 Методических указаний, орган регулирования открывает дело об установлении розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 16.05.2021 в 14 часов 44 минуты и 24.06.2021 в 14 часов 57 минут общество с места промежуточного хранения АГЗС 22110 по адресу: 659600, 659102, Алтайский край, г. Заринск, ул. Зеленая, д. 65, осуществило реализацию Бруг В.В. сжиженного газа в баллоне (27 л, масса 9 кг, 500 рублей за баллон, 2 баллона) (фотокопии кассовых и товарных чеков от 24.06.2021 и 24.06.2021), при этом с заявлением об установлении для утверждения на 2021 год розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, общество в управление не обращалось.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доводы общества, оспаривающие выводы судов о доказанности факта реализации сжиженного газа с нарушением законодательства о тарифном регулировании направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренных статьей 287 АПК РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы подателя жалобы о существенном нарушении управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности правомерно отклонены судами, поскольку материалами подтверждается, что копию уведомления (повторного) о необходимости прибытия в управление 18.10.2021 в 12 час. 00 мин. для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении директор общества Маранин М.С. получил лично в руки 07.10.2021 в помещении управления, о чем свидетельствует его личная подпись на данном документе; в связи с неявкой директора общества либо представителя протокол об административном правонарушении был составлен 18.10.2021 в их отсутствие; копии протокола и определения от 18.10.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 29.10.2021 в 12 час. 00 мин. направлены в адрес общества заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении разряда "административное" 18.10.2021 исх. N 41-07/ИП/3879 (почтовый идентификатор 80085964724069) и получены последним 25.10.2021.
Таким образом, судами верно отмечено, что обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения судами не установлено.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 50 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 29.07.2022 по делу N А03-17801/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 20 Методических указаний регулирующий орган регистрирует заявление с прилагаемыми расчетными и обосновывающими материалами в день получения. В течение 10 рабочих дней со дня предоставления всех документов, предусмотренных пунктом 17 Методических указаний, орган регулирования открывает дело об установлении розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд.
...
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
...
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения судами не установлено.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 50 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2022 г. N Ф04-5305/22 по делу N А03-17801/2021