г. Тюмень |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А70-2215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Междуречье" на решение от 11.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-2215/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Междуречье" (626077, Тюменская область, район Ярковский, село Гилево, улица Центральная, дом 30, ОГРН 1077203064608, ИНН 7224037137) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Льва Толстого, дом 35, ОГРН 1057200580414, ИНН 720400342900) об оспаривании постановления от 28.12.2021 N 03-11-21-026256, решения от 19.01.2022.
В судебном заседании приняли участие:
от общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Междуречье" - Сергеева А.И. по доверенности от 31.03.2022.
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам - Малик Е.К. по доверенности от 11.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Междуречье" (далее -общество, ООО "Агрофирма "Междуречье") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2021 N 03-11-21-026256 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. и решения от 19.01.2022 по жалобе на указанное постановление.
Решением от 11.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, пробы почвы были отобраны административным органом с нарушением требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закона N 248-ФЗ); площадь зарастания земельных участков сорной растительностью не могла быть установлена в ходе выездной проверки в декабре 2021 года с учетом высоты снежного покрова.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенного выездного обследования в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка (решение от 22.11.2021 N 184-р) в ходе которой административным органом выявлены нарушения пунктов 2, 3 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившиеся в непроведении на земельных участках с кадастровыми номерами 72:22:0205001:358, 72:22:0815001:737, 72:22:0000000:4612 мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства на площади 723 м2, 172 000 м2, 56 690 м2, непроведении на земельном участке с кадастровым номером 72622:0205001:358 истребительных мероприятий по уничтожению сорной растительности на площади 458 000 м2.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества акта от 17.12.2021, протокола об административном правонарушении от 17.12.2021, выдачи предписания от 17.12.2021 и вынесения постановления от 28.12.2021 N 03-11-21-026256, которым ООО "Агрофирма "Междуречье" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с жалобой в управление, по результатам рассмотрения которой заместителем руководителя управления вынесено решение от 19.01.2022 об оставлении постановления от 28.12.2021 N 03-11-21-026256 без изменения, жалобы общества - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными постановлением и решением, ООО "Агрофирма "Междуречье" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения, обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Статьей 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2); осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац 4); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на принадлежащих обществу земельных участках с кадастровыми номерами 72:22:0205001:358, 72:22:0815001:737, 72:22:0000000:4612, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется складирование отходов животноводства (жидкого навоза крупного рогатого скота, перепревшей соломы); обваловка, гидроизоляция, защита от осадков на месте складирования отходов животноводства отсутствуют; часть участка с кадастровым номером 72:22:0205001:358 заросла сплошным покровом сорной растительности.
Довод подателя кассационной жалобы о допущенных административным органом при отборе проб нарушениях требований Закона N 248-ФЗ был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен как не влияющий на выводы о наличии в его действиях события административного правонарушения.
Поскольку ООО "Агрофирма "Междуречье" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений действующего законодательства, а также невозможности их своевременного выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2215/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя кассационной жалобы о допущенных административным органом при отборе проб нарушениях требований Закона N 248-ФЗ был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен как не влияющий на выводы о наличии в его действиях события административного правонарушения.
Поскольку ООО "Агрофирма "Междуречье" не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений действующего законодательства, а также невозможности их своевременного выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей нормы."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф04-6211/22 по делу N А70-2215/2022