г. Тюмень |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А46-662/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Щанкиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Омской области на решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 26.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-662/2022 по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (644001, город Омск, улица Куйбышева, дом 63, ОГРН 1115543007359, ИНН 5504224070) к Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Омской области (644046, город Омск, улица Степная, дом 220, ОГРН 1027200801847, ИНН 7203001845) о признании незаконным отказа в регистрации договора.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) в заседании участвовали представители:
в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа присутствует представитель Отдела водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Павлич О.В. по доверенности N 9 от 22.04.2021;
в помещении Арбитражного суда Омской области представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Якимов Я.Г. по доверенности от 07.12.2021.
Суд установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Омской области (далее - отдел водных ресурсов) о признании незаконным отказа в регистрации договора водопользования в государственном водном реестре от 24.11.2021 N 09-656/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением от 27.04.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Министерства отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что льготный порядок заключения договора предполагает дополнительную возможность в определенных случаях заключить договор по альтернативной процедуре, без аукциона, а не запрет заключать договор водопользования по итогам аукциона, которого законодательство не содержит; суд неверно истолковал нормы ВК РФ и пришел к выводу о принципиальной невозможности заключения договора водопользования при отсутствии у заявителя прав на земельный участок.
Отдел водных ресурсов представил письменный отзыв, в котором выразил возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что администрация в целях приобретения права пользования поверхностным водным объектом для организации пляжа 20.07.2021 обратилась в Министерство с заявлением и обосновывающими документами.
По итогам рассмотрения заявления администрации от 20.07.2021 и прилагаемых к нему обосновывающих документов установлено, что в соответствии с действующим законодательством, договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона. Министерством была начата процедура подготовки к проведению аукциона.
Аукцион на право заключения договора водопользования объявлен на основании распоряжения Министерства от 27.08.2021 N 233. Данным распоряжением утверждена аукционная документация и состав аукционной комиссии.
В Министерство 25.10.2021 поступила единственная заявка администрации на участие в аукционе.
По результатам рассмотрения заявки администрации, аукцион признан несостоявшимся, определено заключить договор водопользования с единственным участником - администрацией.
Результаты аукциона оформлены протоколом от 26.10.2021 N 1.
Между Министерством и администрацией 10.11.2021 заключен договор водопользования, который 12.11.2021 направлен в отдел водных ресурсов по Омской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов для регистрации в ГВР.
В Министерство 25.11.2021 представлен отказ отдела водных ресурсов в регистрации в ГВР договора водопользования, мотивированный обстоятельствами того, что использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Полагая отказ отдела водных ресурсов незаконным и необоснованным, Министерство обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суды, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 6, 11, 12, 16, 50 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.08.2007 N 216 (далее - Правила N 216), Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 (далее - Правила N 165), Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, пришли к выводу о том, что у отдела водных ресурсов имелись достаточные основания для отказа в государственной регистрации договора водопользования.
Обозначенные выводы являются правомерными.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (часть 3 статьи 12 ВК РФ).
В силу части 1 статьи 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 16 ВК РФ предусмотрено, что договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1, 1.1 статьи 50 ВК РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса. Использование акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона.
Правилами N 165 установлен порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 2 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (подпункт "г" пункта 1 Правил N 165).
Судом установлено, что администрация обращалась в Министерство в целях приобретения права пользования участком акватории водного объекта (озеро Разлив), расположенного в г. Тюкалинск Тюкалинского муниципального района Омской области между ул. 1-я Интернациональная и ул. Л.Марацевича, с целью рекреации, а именно для организации пляжа, о чем свидетельствует содержание пояснительной записки администрации, а также программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, суды установили, что в данном случае в соответствии с испрашиваемой целью эксплуатации водного объекта право на заключение договора водопользования такого объекта должно приобретаться без проведения аукциона.
Оспаривая законность отказа отдела водных ресурсов, Министерство ссылается на то, что заинтересованное лицо было не вправе осуществлять оценку договора водопользования, а также действий (бездействий) организатора торгов, аукционной комиссии на соответствие законодательству.
Из буквального толкования положений Приказа N 216 следует, что проверка документов, представляемых на государственную регистрацию, при государственной регистрации осуществляется, в том числе, на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации. Перечисленные в пункте 5 Приказа N 216 случаи (проверка на соответствие полномочий лиц, подписавших договор; на соответствие заявленной цели водопользования; на наличие нераспределенного объема забора (изъятия) водных ресурсов; на наличие согласований условий водопользования; расчета платы за пользование водным объектом; на соответствие заявляемых координат места водопользования единым государственным системам координат) являются частными, они не ограничивают отдел водных ресурсов в проверке поступавших документов на предмет соответствия их иным требованиям действующего законодательства.
Необходимо учесть, что указанный отказ является не только связанным с несоблюдением формы заключения договора (без аукциона), но и с содержанием соответствующей сделки, которая в большинстве случаев отличается по стоимостному критерию и иным условиям, а также характеризуется законодательной целью проведения соответствующего аукциона - поиск наиболее оптимальных и выгодных претендентов, изъявивших желание приобрести соответствующее право в условиях конкуренции субъектов предпринимательской деятельности. Администрация к последним субъектам очевидным образом отнесена быть не может в силу своего правового статуса органа местного самоуправления, законодательного круга вопросов местного значения и иных вопросов (часть 1 статьи 14, статья 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, окружной суд полагает важным отметить, что имеет место неопределенность относительно наличия и нахождения в пределах береговой полосы муниципального земельного участка, который, как установлено при рассмотрении спора, был снят с кадастрового учета. Именно в связи с данным участком и необходимостью организации пляжа был заключен указанный договор.
При изложенных обстоятельствах отказ отдела водных ресурсов в государственной регистрации договора водопользования соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба Министерства подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-662/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами N 165 установлен порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 2 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (подпункт "г" пункта 1 Правил N 165).
...
Необходимо учесть, что указанный отказ является не только связанным с несоблюдением формы заключения договора (без аукциона), но и с содержанием соответствующей сделки, которая в большинстве случаев отличается по стоимостному критерию и иным условиям, а также характеризуется законодательной целью проведения соответствующего аукциона - поиск наиболее оптимальных и выгодных претендентов, изъявивших желание приобрести соответствующее право в условиях конкуренции субъектов предпринимательской деятельности. Администрация к последним субъектам очевидным образом отнесена быть не может в силу своего правового статуса органа местного самоуправления, законодательного круга вопросов местного значения и иных вопросов (часть 1 статьи 14, статья 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2022 г. N Ф04-6068/22 по делу N А46-662/2022