г. Тюмень |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А27-2459/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Ремстрой-Индустрия" на решение от 06.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Козина К.В.) и постановление от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сухотина В.М., Ваганова Р.А., Марченко Н.В.) по делу N А27-2459/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Ремстрой-Индустрия" (652050, Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ул. Новая, д. 8, ОГРН 1144230000551, ИНН 4230011967) к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Заузелкова, д. 7, пом. 2, ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094) о взыскании 6 205 908 руб. 32 коп. задолженности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Ремстрой-Индустрия" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - ответчик, фонд) о взыскании 6 205 908 руб. задолженности за выполненные работы по договору N 04-20/489.КР.20 от 21.01.2021.
Решением от 06.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно позиции заявителя, положения договора о сроке оплаты выполненных работ (пункт 2.5 договора) не соответствует требованиям Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров N 1352 от 11.12.2014 в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 1205 от 18.09.2019; данный нормативный акт является обязательным для ответчика.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.01.2021 между ответчиком (заказчик) и истцом (подрядчик) заключен договор N 04-20/489.СК.20 (далее - договор), согласно условиям которого подрядчик обязался своими силами и средствами выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ул. Московская, 31, а заказчик обязался принять надлежащим образом выполненные подрядчиком работы и оплатить их в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В пункте 2.1 договора стороны определили, что цена договора составляет 9 915 102 руб. 20 коп.
Оплата по договору осуществляется в следующем порядке: заказчик вправе уплачивать в качестве аванса не более чем 30 % от цены договора, указанной в пункте 1.2 договора; окончательный расчет за фактически выполненные и принятые без замечаний работы производится на основании акта приемочной комиссии оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акта о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), счет-фактуры, счета в течение 365-ти дней после получения от подрядчика указанных документов в полном объеме (пункт 2.5 договора).
15.09.2021 сторонами без замечаний и возражений подписаны акт выполненных работ по капитальному ремонту, акт о приемке выполненных работ формы КС-2 N 1, справка о стоимости выполненных работ от 15.09.2021 на общую сумму 6 205 908 руб.
32 коп.
Поскольку выполненные работы не оплачены, истец направил в адрес ответчика претензию исх. N 2969/03 от 17.12.2021, на которую фонд письмом исх. N РО42011-05- 20191 от 13.01.2022 сообщил обществу об отсутствии просрочки оплаты в соответствии с условиями договора.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того обстоятельства, что согласно условий спорного договора срок исполнения обязательств ответчика истекает не ранее 09.10.2022.
Суд округа отмечает следующее.
Доводы кассатора заключаются в неприменении судами положений действующего законодательства, ограничивающих срок оплаты по договору в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.
Постановлением Правительства Российской от 11.12.2014 N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение N 1352).
Как следует из содержания подпункта "а" пункта 4, пункта 14(3) Положения N 1352 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, при осуществлении закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
В свою очередь, правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 ЖК РФ).
Таким образом, как правомерно отмечено арбитражными судами, исходя из существа спорных правоотношений, заказчик осуществляет отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Постановление N 615).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Согласно пунктам 134, 135 Постановление N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком, и содержит помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе форму, сроки и порядок оплаты услуг и (или) работ, проект договора о проведении капитального ремонта.
Вместе с тем, Постановление N 615 не устанавливает предельные сроки оплаты работ по договору.
В рассматриваемом случае спорный договор заключен между фондом и обществом по результатам торгов (конкурентных процедур), в то время как в соответствии со статьей 708 ГК РФ срок исполнения договора является существенным условием договора подряда.
В соответствии с частью 1 статьи 185 ЖК РФ к региональным операторам установлено требование об обеспечении финансовой устойчивости.
Согласно части 2 статьи 185 ЖК РФ объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в зависимости от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году. При этом размер указанной доли устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.
Следовательно, срок оплаты выполненных работ по договору в течение 365 рабочих дней обусловлен необходимостью соблюдения заказчиком действующего законодательства в части финансовой устойчивости.
Судами также отмечено, что до подачи заявки на участие в аукционе общество имело фактическую возможность изучить аукционную документацию, техническое задание и условия договора, ознакомиться с условием о сроке оплаты работ по договору. Подавая заявку на участие в аукционе, общество тем самым, согласилось с условиями, предложенными заказчиком.
Поскольку сторонами договора определен порядок оплаты работ, согласно которому срок окончательной оплаты на момент рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций не наступил, принимая во внимание, что договор не расторгнут, суды пришли к верному выводу о том, что у фонда не возникла обязанность по оплате выполненных обществом работ в полном объеме, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного иска.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Таким образом, поскольку суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается полностью необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2459/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Полосин |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку сторонами договора определен порядок оплаты работ, согласно которому срок окончательной оплаты на момент рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций не наступил, принимая во внимание, что договор не расторгнут, суды пришли к верному выводу о том, что у фонда не возникла обязанность по оплате выполненных обществом работ в полном объеме, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного иска.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф04-6747/22 по делу N А27-2459/2022