г. Тюмень |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А75-6749/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 27.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-6749/2021 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, Ханты-Мансийский автономный округа-Югра, город Нефтеюганск, улица Ленина, дом 26, ОГРН 1058602819538, ИНН 6804035473) о взыскании вреда, причиненного лесам.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - Трифонова Ю.Ю. по доверенности от 06.04.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Сахабутдинова В.В. по доверенности от 24.03.2022.
Суд установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании вреда, причиненного лесам, в размере 109 944 221 руб.
Решением от 23.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 27.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт возмещения вреда в натуре; в качестве способа возмещения вреда лесам законодательством предусмотрена исключительно денежная форма; судами не рассмотрен вопрос о зачете в счет возмещения причиненного вреда расходов общества, связанных с выполнением работ по рекультивации земель; оснований для зачета будущих затрат общества не имеется; общество, располагая информацией о факте причинения вреда, длительное время не исполняло обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
В отзыве и дополнении к отзыву на кассационную жалобу ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с очередным отпуском судьи по делу произведена замена судьи Шохиревой С.Т. на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях к отзыву и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.07.2020 N 09-095/2020 службой проведено мероприятие по определению размера вреда, причинённого землям лесного фонда в квартале 55, выделах 2, 4, 6, 16 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества, территориальный отдел - Нефтеюганское лесничество, в районе куста N 197 Мамонтовского месторождения нефти, эксплуатируемого ООО "РН-Юганскнефтегаз", в результате которого установлен факт загрязнения земель лесного фонда площадью 8,673 га (акт от 03.07.2020 N 09-095/2020) нефтесодержащей жидкостью (нефтью).
Претензией службы от 02.09.2020 N 218-ЛН/2020 обществу предложено в течение 30 дней со дня ее получения возместить причиненный в результате совершенного правонарушения ущерб лесам в сумме 109 944 221 руб., рассчитанный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Методика N 1730).
Поскольку обществом в добровольном порядке вред возмещен не был, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о преждевременности обращения службы в суд с заявлением о взыскании вреда.
Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, указал, что на общество решением от 10.03.2021 Нефтюганского районного суда по делу N 2-831.832/2021 уже возложена обязанность по возмещению причиненного вреда путем проведения рекультивации, при этом в случае неисполнения решения суда общей юрисдикции или ненадлежащем его исполнении прокурор, являвшийся истцом по указанному делу, вправе просить суд изменить порядок и способ исполнения решения, в том числе и на взыскание причиненного вреда в денежной форме.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В связи с этим в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (пункт 6). Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7).
В силу положений статьи 5 и пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов осуществляется из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств).
Как отмечено в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 02.06.2015 N 12-П, определение от 13.05.2019 N 1197-О и др.), при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке. Если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством. В связи с этим при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда - учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения.
Зачастую вред, причиненный окружающей среде, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее ее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимо. Поэтому денежные средства в возмещение вреда, причиненного лесам, государство как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству лесов, вправе направлять не на восстановление конкретного участка леса, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств. Гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (правовосстановительный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа "загрязнитель платит", создать экономические стимулы к недопущению причинения экологического ущерба при ведении своей деятельности хозяйствующими субъектами.
При этом соблюдение принципа полного возмещения вреда в отношении лесов предполагает необходимость принятия мер, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, допущенного в отношении всех затронутых правонарушением компонентов природной среды, включая почвы, растительный, животный мир, подземные воды.
Иное не обеспечивало бы восстановление леса как комплексной экологической системы, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, вследствие чего негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
С учетом приведенных положений, выполнение работ по рекультивации загрязненного земельного участка может выступать препятствием для возложения на лицо обязанности по возмещению вреда лесу в денежной форме только при условии, что причинителем вреда в установленном порядке добровольно осуществляется комплексное восстановление природной среды, включающее в себя помимо рекультивации земли также лесовосстановление (лесоразведение), принимаются иные эффективные меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, то есть совершаются все возможные действия, направленные на возмещение в натуре вреда, причиненного всей экологической системе леса (статья 1082 ГК РФ, пункт 13 постановления Пленума N 49).
В ином случае выполнение лицом только работ по рекультивации земли не может служить основанием для его освобождения от обязанности по возмещению вреда, причиненного иным компонентам природной среды, в том числе животному и растительному миру.
При этом в целях исключения двойной ответственности за одно правонарушение и обеспечения экономических стимулов к самостоятельному устранению вреда, причиненного лесу, при определении размера вреда лицо вправе ставить вопрос о зачете затрат, которые понесены им при рекультивации земли, при условии, что работы по рекультивации выполнены на основании разработанного и утвержденного в разумные сроки проекта (пункт 15 постановления Пленума N 49).
Понесенные ко дню вынесения решения суда затраты учитываются при вынесении судебного акта по иску о возмещении вреда лесу в случае надлежащего выполнения всего комплекса работ по рекультивации (пункты 12 - 13 Методики N 1730), а в случаях, когда согласно проекту рекультивации срок проведения работ оканчивается после вынесения решения - могут быть учтены на стадии исполнения судебного акта по результатам приемки всего комплекса работ, произведенной в установленном порядке. Такой зачет возможен только при наличии акта приемки работ, выполненных в полном объеме, результатов освидетельствования рекультивированных земельных участков уполномоченным органом, проведенных в установленном порядке.
В настоящем случае иск о возмещении вреда участкам лесного фонда предъявлен службой спустя значительный период времени после нефтезагрязнения, проекты рекультивации разработаны и согласованы с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры только после удовлетворения Нефтеюганским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры иска прокурора. При этом судами не дана оценка тому, предполагают ли указанные проекты восстановление всех компонентов природной среды, которым был причинен вреди, и могут ли они обеспечить полное восстановление экологической системы леса.
При такой ситуации выводы судов о преждевременности возложения на общество обязанности по возмещению в денежной форме вреда, причиненного лесу, не могут быть признаны правомерными.
Кроме того, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьи 77 Закона об охране окружающей среды обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, его причинивших. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда именно обществом, которое, в свою очередь, указывает, что спорный лесной участок расположен в границах ранее выявленных загрязненных земель, включенных в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ведение которого осуществляет служба, еще в 2013 году.
Поскольку устранение допущенных судами нарушений связано с необходимостью исследования и оценки доказательств, что в силу части 2 статьи 287 АПК РФ невозможно в суде кассационной инстанции, решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6749/2021 подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, исследовать и оценить в соответствии с требованиями статей 64 - 68, 71 АПК РФ все доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений; установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства; принять законный и обоснованный судебный акт.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6749/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В настоящем случае иск о возмещении вреда участкам лесного фонда предъявлен службой спустя значительный период времени после нефтезагрязнения, проекты рекультивации разработаны и согласованы с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры только после удовлетворения Нефтеюганским районным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры иска прокурора. При этом судами не дана оценка тому, предполагают ли указанные проекты восстановление всех компонентов природной среды, которым был причинен вреди, и могут ли они обеспечить полное восстановление экологической системы леса.
При такой ситуации выводы судов о преждевременности возложения на общество обязанности по возмещению в денежной форме вреда, причиненного лесу, не могут быть признаны правомерными.
Кроме того, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьи 77 Закона об охране окружающей среды обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, его причинивших. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда именно обществом, которое, в свою очередь, указывает, что спорный лесной участок расположен в границах ранее выявленных загрязненных земель, включенных в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ведение которого осуществляет служба, еще в 2013 году."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф04-4105/22 по делу N А75-6749/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4105/2022
30.10.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6513/2023
04.05.2023 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6749/2021
23.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4105/2022
27.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12/2022
23.11.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-6749/2021