г. Тюмень |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А45-3991/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области на решение от 24.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 11.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А45-3991/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дирекция объединенных строительных трестов - Новосибирск" (630004, город Новосибирск, улица Федора Ивачева, дом 3, ИНН 5406344273, ОГРН 1065406073590) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании незаконным приказа.
Иное лицо, участвующее в деле, - товарищество собственников недвижимости "Акация" (630132, город Новосибирск, улица Железнодорожная, дом 2, квартира 85, ИНН 5406817931, ОГРН 1215400051756).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа и Арбитражный суд Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) не обеспечили.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дирекция объединенных строительных трестов - Новосибирск" (далее - общество, ООО "ДОСТ-Н") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным приказа от 20.01.2022 N 7115/10 о внесении изменений в реестр Новосибирской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников недвижимости "Акация" (далее - товарищество, ТСН "Акация", третье лицо).
Решением от 24.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у административного органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения, поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие возникновение у общества права продолжать управлять спорным многоквартирным домом.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ДОСТ-Н" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Товарищество отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.12.2021 в инспекцию поступило заявление ТСН "Акация" о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области, в котором товарищество просило исключить из реестра лицензий сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Железнодорожная, 2, как доме, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ДОСТ-Н". К заявлению товарищество представило протокол от 30.11.2021 N 01 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования в период с 23.09.2021 по 29.11.2021 (далее - протокол от 30.11.2021), на котором собственники приняли решения, в том числе: о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "ДОСТ-Н"; избрании способа управления - товарищество собственников недвижимости, создание ТСН "Акация", утверждение устава товарищества собственников недвижимости.
Приказом от 29.12.2021 N 7060/10 административный орган приостановил рассмотрение заявления третьего лица и направил обществу запрос о предоставлении информации о расторжении договора управления спорным многоквартирным домом.
18.01.2022 ООО "ДОСТ-Н" представило административному органу протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2 по улице Железнодорожной в городе Новосибирске от 20.12.2021 N 9-Ж,2-2021 (далее - протокол от 20.12.2021) и протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2 по улице Железнодорожной в городе Новосибирске от 17.01.2022N 2-Ж,2-2022 (далее - протокол от 17.01.2022), согласно которым собственники приняли решения в том числе: о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; выборе управляющей организацией - ООО "ДОСТ-Н"; утверждении условий и формы договора управления с ООО "ДОСТ-Н" с момента принятия собственниками настоящего решения; признать утратившими силу и не исполнять ранее принятые решения собственников помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации.
Рассмотрев поступившие от общества документы, инспекция произвела перерасчёт кворума (бюллетени по квартирам N N 13, 16, 52, 62, 67, 97, 112, 119, 147, 163, 164, 185, 195, 208, 304, 306, 332, 339, 342, 356 исключены из подсчета голосов), по результатам которого сделала выводы о том, что решения, оформленные протоколами от 20.12.2021 и от 17.01.2022, приняты в отсутствие необходимого кворума; последним волеизъявлением собственников помещений считается решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с ООО "ДОСТ-Н" и изменении способа управления, оформленное протоколом от 30.11.2021.
На основании указанных обстоятельств административный орган признал заявление товарищества соответствующим требованиям Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), и вынес приказ от 20.01.2022 N 7115/10, которым исключил 31.01.2022 из реестра лицензий Новосибирской области сведения о многоквартирном доме N 2 по улице Железнодорожной в городе Новосибирске как о доме, деятельность по управлению которым осуществлял лицензиат ООО "ДОСТ-Н".
Не согласившись с указанным приказом инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с Порядком N 938/пр рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в срок не превышающий десяти рабочих дней с даты их поступления (пункт 4);
по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 названного Порядка (пункт 6); по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Пунктом 5 Порядка N 938/пр определено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "е").
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у административного органа правовых оснований для перерасчета кворума путем исключения решений (бюллетеней) по жилым помещениям N 13, 16, 52, 62, 97, 112, 119, 147, 163, 164, 185, 195, 208, 304, 332, 339, 342, 354, 356 и признания решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных протоколами от 20.12.2021 и от 17.01.2022, принятыми в отсутствие необходимого кворума.
Кроме того, согласно правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в определении от 14.07.2022 N 304-ЭС21-29618 по делу N А75-2719/2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, наличие у инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения (в данном случае о выборе управляющей компании) не свидетельствует о наличии у данного органа права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Таким образом, суды учитывая, что в рассматриваемом случае собственники помещений в многоквартирном доме, не реализовав изменение способа управления многоквартирным домом на управление товариществом, приняли новое решение об избрании в качестве управляющей организации общества, сделали обоснованный вывод об отсутствии у инспекции правовых оснований для принятия оспариваемого решения о внесении изменений в реестре лицензий Новосибирской области и удовлетворили заявленное ООО "ДОСТ-Н" требование.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иная оценка подателем кассационной жалобы обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3991/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2022 г. N Ф04-5508/22 по делу N А45-3991/2022