г. Тюмень |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А45-7758/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 24.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-7758/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ватутина, дом 12/1, ОГРН 1065404021990, ИНН 5404269334) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании приказа от 21.03.2022 N 7308/10.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" (630054, Новосибирская область, город Новосибирск, переулок 3-й Крашенинникова, дом 9, этаж 1, ОГРН 1055404019032, ИНН 5404244700).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 21.03.2022 N 7308/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ-Партнер" (далее - ООО "УК ЖКХ-Партнер").
Решением от 24.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что решением от 29.09.2021 Первомайского районного суда города Новосибирска протокол от 27.03.2020 общего собрания собственников многоквартирного дома N 5 по улице Путевая в городе Новосибирске (далее - МКД), согласно которому управляющей компанией выбрана ООО "УК ЖКХ-Партнер", признан недействительным; ООО "УК ЖКХ-Партнер" нарушены сроки подачи документов в ГЖИ.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и ООО "УК ЖКХ-Партнер" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ГЖИ от 23.06.2020 N 5025/10 сведения об МКД исключены из реестра лицензий Новосибирской области ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" 30.06.2020, включены в реестр лицензий ООО "УК ЖКХ-Партнер" с 01.07.2020; основанием для внесения изменений послужило представленные ООО "УК ЖКХ-Партнер" заявление и оформленные протоколом от 27.03.2020 N 1 решения собственников помещений в указанном доме о расторжении договора управления с ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", о выборе управляющей организации и заключении договора управления с ООО "УК ЖКХ-Партнер".
18.02.2022 ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области, в котором просило отменить приказ ГЖИ от 23.06.2020 N 5025/10 в связи с признанием протокола общего собрания собственников МКД от 27.03.2020 N 1 недействительным решением от 29.09.2021 Первомайского районного суда города Новосибирска по делу N 2-199/2021 (вступило в законную силу 15.02.2022) и восстановить в реестре лицензий сведения об управлении им МКД.
Приказом инспекции от 04.03.2022 N 7269/10 рассмотрение данного заявления приостановлено на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр); в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 указанного Порядка в адрес ООО "УК ЖКХ-Партнер" и ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" направлены запросы о представлении необходимых документов и информации.
ООО "УК ЖКХ-Партнер" в ГЖИ в соответствии с частью 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), представлен для хранения подлинник протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 05.11.2021, на котором приняты решения о расторжении договора управления с ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района", выборе управляющей организации ООО "УК ЖКХ-Партнер" и заключении с ним договора управления.
Приказом от 21.03.2022 N 7308/10 инспекция отказала обществу во внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "б" пункта 7, подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр.
Не согласившись с указанным приказом инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения инспекции.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с Порядком N 938/пр рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в срок не превышающий десяти рабочих дней с даты их поступления (пункт 4); по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 названного Порядка (пункт 5); по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный МКД на дату рассмотрения заявления общества находился в управлении ООО "УК ЖКХ-Партнер"; в ГЖИ не поступали от ООО "УК ЖКХ-Партнер" сведения о прекращении управления МКД; 09.03.2022 в инспекцию представлен протокол от 05.11.2021, в соответствии с которым собственники помещений в МКД приняли решение о расторжении (незаключении) договора управления с обществом, выборе (подтверждении) формы управления МКД - управляющей организацией, избрании в качестве таковой ООО "УК ЖКХ-Партнер" и заключении с ней договора управления; сведения о договоре управления от 05.11.2021 N 5/11/21 размещены в ГИС ЖКХ.
Поскольку последним волеизъявлением собственников спорного МКД являлось решение, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 05.11.2021, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что признание протокола от 27.03.2020 N 1 недействительным судом общей юрисдикции в рассматриваемом случае не имеет правового значения; доказательств того, что протокол от 05.11.2021 оспорен и признан недействительным, не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7758/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф04-6303/22 по делу N А45-7758/2022