г. Тюмень |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А46-5843/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А46-5843/2022 по иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (644123, город Омск, улица Дмитриева, 1, ИНН 5507213615, ОГРН 1095543030329) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (644000, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503077584, ОГРН 1045504000838) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, город Москва, переулок Никольский, 9, ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994) об обязании устранить допущенное нарушение прав.
Суд установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Омску (далее - УМВД России по г. Омску, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества, ответчик) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ответчик) об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем осуществления действий в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу, связанных с прекращением права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования истца на: нежилые помещения и земельный участок расположенные по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лагоды, д.1, а именно: нежилое помещение 1П к.н. 55:36:090302:7208; нежилое помещение 2П к.н. 55:36:090302:7209; овощехранилище к.н. 55:36:090302:6729; земельный участок к.н. 55:36:090302:20238; административное здание к.н. 55:36:040117:3282, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Сенная, д. 38; а также путем издания в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу, распоряжения об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации и подписания с УМВД России по г. Омску акта приема-передачи поименованного имущества.
Решением от 14.06.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что истец ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом и не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления; объекты недвижимости, в отношении которых истец просит прекратить право оперативного управления и обязать передать в казну Российской Федерации, не может находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом; предприняло все возможные меры по реализации прав истца на изъятие у него неиспользуемого имущества.
УМВД России по г. Омску представило письменный отзыв, в котором выразило возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что за УМВД России по г. Омску на праве оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования закреплены принадлежащие Российской Федерации на праве собственности объекты недвижимого имущества - нежилые помещения, и земельный участок расположенные по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Лагоды, д.1, а именно:
- нежилое помещение 1П (к.н. 55:36:090302:7208);
- нежилое помещение 2П (к.н. 55:36:090302:7209);
- овощехранилище (к.н. 55:36:090302:6729);
- земельный участок (к.н. 55:36:090302:20238);
- административное здание (к.н. 55:36:040117:3282), расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Сенная, д. 38.
По утверждению истца, указанные объекты недвижимого имущества для УМВД России по г. Омску являются излишними, не используются по назначению, потребность в их использовании, как в настоящее время, так и в будущем, отсутствует.
Вопрос о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования указанными объектами УМВД России по г. Омску согласован с Министерством внутренних дел России (письма МВД России от 25.08.2021 N 22/4/1-18128, от 25.08.2021 N22/4/1-18129, от 16.09.2021 N22/4/1-19716).
УМВД России по г. Омску неоднократно направлялись в адрес ТУ Росимущества (уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным имуществом в Омской области) обращения с вопросом об изъятии указанных выше объектов имущества (от 09.09.2021 N 21/917, от 09.09.2021 N б/н, от 28.09.2021 N21/93, N 21/975 от 11.11.2021, N 21/1045 от 22.12.2021).
По утверждению истца, вопрос об изъятии указанных объектов недвижимого имущества в казну Российской Федерации ТУ Росимущества в настоящее время не решен, что явилось основанием для обращения с указанным иском.
Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь статьями 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, пунктом 5.22. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), исходили из отсутствия законных оснований по непринятию ответчиком имущества в казну Российской Федерации при отсутствии необходимости в использовании истцом.
Обозначенные выводы являются правомерными.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращается по основаниям и в порядке, установленным для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно истолковав положения статей 235, 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ пришли к обоснованным выводам о том, что законодателем предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения соответствующих прав в отношении спорного имущества с Министерством внутренних дел России и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого имущества в казну, суды правомерно удовлетворили предъявленный иск. Было также уместно отмечено, что отсутствие иного (нового) балансодержателя для принятия имущества не отнесено к законным препятствиям для изъятия у истца как лица, отказавшегося от права оперативного управления этим имуществом из-за неиспользования его по назначению ввиду ненадобности.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба ТУ Росимущества подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-5843/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования, суды, руководствуясь статьями 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, пунктом 5.22. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), исходили из отсутствия законных оснований по непринятию ответчиком имущества в казну Российской Федерации при отсутствии необходимости в использовании истцом.
...
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращается по основаниям и в порядке, установленным для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5.22 Положения N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно истолковав положения статей 235, 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ пришли к обоснованным выводам о том, что законодателем предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф04-6137/22 по делу N А46-5843/2022