г. Тюмень |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А70-2596/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Западносибирская 10" на решение от 19.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 11.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-2596/2022 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Западносибирская 10" (625034, город Тюмень, улица Западносибирская, дом 10, квартира 108, ИНН 7203414056, ОГРН 1177232008359) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1, ИНН 7204091062, ОГРН 1057200714988) об оспаривании предписания от 29.12.2021 N ТО-22-2036/2021.
Иное лицо, участвующее в деле, - некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (625048, город Тюмень, улица Новгородская, дом 10, ИНН 7204201389, ОГРН 1147232010530).
В заседании приняли участие представители:
от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Масалимова А.С. по доверенности от 28.09.2022;
от товарищества собственников недвижимости "Западносибирская 10" - Рыбина С.П. председатель правления на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.11.2022; Звонарёв С.В. по доверенности от 01.04.2022.
Суд установил:
товарищество собственников недвижимости "Западносибирская 10" (далее - товарищество, ТСН "Западносибирская 10") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - административный орган, инспекция) об оспаривании предписания от 29.12.2021 N ТО-22-2036/2021, к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - фонд, НО "ФКР ТО") о признании работ по ремонту теплового узла относящимися к капитальному ремонту; об оспаривании акта от 03.12.2021 N 28-21 и решения от 11.01.2022 N 01-17-22/00046.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество отказалось от требований к фонду.
Решением от 19.05.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял отказ общества от требований, заявленных к фонду, прекратил производство по делу в указанной части и отказал в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Постановлением от 11.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемого предписания инспекции требованиям действующего законодательства, поскольку спорные работы относятся к капитальному ремонту и подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта.
В отзывах на кассационную жалобу административный орган и фонд просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСН "Западносибирская 10" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Тюмень, улица Западносибирская, 10.
На основании приказа фонда от 07.10.2021 N 0828-од в отношении товарищества была проведена плановая проверка за целевым расходованием и обеспечением сохранности взносов на капитальный ремонт, по результатам которой был установлен факт нецелевого использования средств фонда капитального ремонта, материалы проверки направлены в инспекцию.
В связи с поступлением указанных материалов административный орган по решению от 14.12.2021 провел в отношении ТСН "Западносибирская 10" внеплановую выездную проверку.
По результатам проведенной проверки инспекцией было установлено, что в 2019 году товарищество провело ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (автоматика теплового узла и системы горячего водоснабжения), на ремонт были затрачены денежные средства со специального счета в размере 289 334 руб. 65 коп.
Согласившись с выводами фонда о том, что произведенный ремонт не является капитальным, административный орган выдал товариществу предписание от 29.12.2021 N ТО-22-2036/2021, которым на ТСН "Западносибирская 10" возложена обязанность по восстановлению денежных средств фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, в сумме, использованной не на цели капитального ремонта (289 334 руб. 65 коп.).
Возражая против указанного предписания, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Кроме того, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах также определен в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп.
В рассматриваемом случае в многоквартирном доме за счет средств фонда капитального строительства выполнены работы по ремонту автоматики теплового узла и системы горячего водоснабжения, которые, по мнению товарищества, относятся к работам по капитальному ремонту.
Между тем указанные работы могут выполняться как в рамках капитального ремонта, так и в рамках текущего ремонта.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
В частности, работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные, а также работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, отнесены к текущему ремонту (пункты 11, 12 приложения N 7 к Правилам N 170).
Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества (пункт 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56535-2015 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст).
Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (пункт 3.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что выполненные товариществом работы не превышают 30% от ремонтируемого имущества, относятся к текущему ремонту и не подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта.
При этом довод подателя кассационной жалобы о том, что индивидуальный тепловой пункт является отдельным узлом инженерных сетей был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонен, поскольку товариществом не представлены доказательства, подтверждающие указанное утверждение.
Ссылка ТСН "Западносибирская 10" на положения пунктов 7.4.1 и 7.4.2 приложения N 3 к Методике по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и приложений к ним, утвержденной решением Правления Госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 17.05.2019, отклоняется судом округа как необоснованная, поскольку по смыслу названной методики указанные работы выполняются в рамках реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности при комплексном капитальном ремонте многоквартирных домов.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении требования товарищества о признании оспариваемого предписания инспекции недействительным.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2596/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30% от ремонтируемого имущества (пункт 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56535-2015 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст).
Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (пункт 3.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф04-5984/22 по делу N А70-2596/2022