г. Тюмень |
|
1 декабря 2022 г. |
Дело N А46-23783/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Дерхо Д.С.,
Зиновьевой Т.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи и веб-конференции помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение от 20.04.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Ширяй И.Ю.) и постановление от 04.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котлярова Н.Е.) по делу N А46-23783/2021 по иску заявлению индивидуального предпринимателя Дворникова Алексея Юрьевича (ОГРНИП 309554319100315, ИНН 552830001761) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644043, город Омск, улица Гагарина, дом 32/1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В Арбитражный суд Омской области, оказывающий содействие в организацции видеоконференц-связи, представители сторон не явились.
Посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Дворникова Алексея Юрьевича - Селиверстова Е.П. по доверенности от 14.11.2022.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Дворников Алексей Юрьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: административное здание по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 4-я Транспортная, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 02 05:3405, выраженного в письме от 14.12.2021 N Исх.-ОГ-ДАГ/09/747.
Решением от 20.04.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, указывает, что, поскольку проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство административного здания отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования и застройки N 201), в редакции, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана, и является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, находя их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал изложенную в отзыве позицию.
Учитывая надлежащее извещение департамента о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3405, общей площадью 7023 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 4-я Транспортная, д. 2А, приобретенного на основании договору купли-продажи от 27.08.2020.
Вид разрешенного использования участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения административных зданий.
Между предпринимателем и Ботиковым В.В., также собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3405, заключено соглашение от 25.10.2021, по которому каждый из участников долевой собственности может использовать свою долю площадью 3 511,5 кв.м. по своему усмотрению, если это не нарушает права другого собственника.
На указанный земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3405 выдан 18.12.2018 градостроительный план участка N RU 55-000000021595, согласно которому участок располагается частично в зоне ОД1-956 "Зоне объектов административно-делового и общественного назначения", частично в зоне ИТ2 "Территориальной зоне городского наземного транспорта".
В зоне ОД1-956 "Зоне объектов административно-делового и общественного назначения" установлены предельные параметры разрешенного строительства для индивидуальных жилых домов, для иных объектов - не установлены. Границы зоны планируемого размещения объектов указаны на чертеже градостроительного плана.
Предприниматель 10.12.2020 выдал задание на выполнение проектных работ по объекту административное здание. Обществом с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания "Остров" разработана проектная документация на административное здание по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 4-я Транспортная.
Согласие совладельца земельного участка Ботикова В.В. на осуществление строительства административного здания получено 25.10.2021.
В целях осуществления строительства на указанном земельном участке предприниматель обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - административного здания.
В письме от 14.12.2021 N Исх.-ОГ-ДАГ/09/747 департамент со ссылкой на часть 13 статьи 51 ГрК РФ отказал в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленным для получения разрешения на строительство градостроительным планам земельных участков. Департаментом указано, что согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: ул. Масленникова - ул. Б. Хмельницкого - ул. 1-я Военная - ул. Братская - пр. К. Маркса в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска, утвержденном Постановлением Администрации г. Омска от 16.07.2012 N 969-п, информация о котором содержится в градостроительном плане от 18.12.2018 N RU 55-000000021595 земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3405, проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство административного здания.
Ссылаясь не неправомерность отказа в выдаче разрешения на строительство, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 1, 7, 8, 30, 34, 37, 41, 42, 51 ГрК РФ, статьями 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 42, 43 Правил землепользования и застройки и исходили из того, что указанное в проектной документации к строительству административное здание соответствует виду разрешенного использования земельного участка, указанному в ЕГРН и градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3405.
Судами отмечено, что предусмотренная проектом планировки территории, расположенной в границах: ул. Масленникова - ул. Б. Хмельницкого - ул. 1-я Военная - ул. Братская - пр. К. Маркса в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска, зона планируемого размещения жилой застройки средней этажности, не меняет видов разрешенного строительства данной зоны и, как следствие, не исключает возможность возведения в этой зоне объекта капитального строительства с назначением - коммунальное обслуживание.
Данные выводы признаются судом округа соответствующими обстоятельствам дела и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из материалов дела, отказывая в выдаче разрешения на строительство департамент указал на несоответствие проектной документации требованиям проекта планировки территории. Департаментом указано, что согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: ул. Масленникова - ул. Б. Хмельницкого - ул. 1-я Военная - ул. Братская - пр. К. Маркса в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности, в то время как в соответствии с представленной проектной документацией на рассматриваемом земельном участке предполагается строительство административного здания.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов (пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (статья 42 ГрК РФ).
Таким образом, проект планировки территории устанавливает границы территорий общего пользования, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определяет характеристики и очередность планируемого развития территории и, в отличии от правил землепользования и застройки, не определяет виды разрешенного использования земельных участков, входящих в эту территорию.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Исходя из части 1 статьи 31 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1); Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 Правил землепользования и застройки N 201 виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу указания этих видов деятельности и объектов в таблице N 1 (статья 42 Правил) и статье 43 Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
Глава 4 Правил землепользования и застройки N 201 предусматривает "Градостроительные регламенты. Общественно-деловые зоны". Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и местного значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (часть 1 статьей 42 главы 4 Правил землепользования и застройки).
Частью 2 статьи 42 Правил землепользования и застройки N 201 предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне: хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); социальное обслуживание (код 3.2); бытовое обслуживание (код 3.3); здравоохранение (код 3.4); образование и просвещение (код 3.5); общественное управление (код 3.8); деловое управление (код 4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) и т.д.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3405 отнесен к территориальной зоне объектов административно-делового и общественного назначения ОД 1.
Проектной документацией предусмотрено строительство на земельном участке 55:36:090205:3405 административного здания.
Вид разрешенного использования земельного участка 55:36:090205:3405:
для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения административных зданий.
Вместе с тем, в состав общественно-деловых зон, в которую включен спорный участок Правилами землепользования и застройки, могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов (пункт 1 статьи 35 ГрК РФ).
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (пункт 6 статьи 35 ГрК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, установив, что представленная предпринимателем проектная документация, согласно которой на земельном участке предполагается строительство административного здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, соответствует утвержденному Правилами землепользования и застройки градостроительному регламенту, верно указывая на то, что нахождение в территориальной зоне общественно-делового назначения согласно проекту планировки территории, расположенной в границах: ул. Масленникова - ул. Б. Хмельницкого - ул. 1-я Военная - ул. Братская - пр. К. Маркса в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска, зоны планируемого размещения жилой застройки средней этажности, не меняет видов разрешенного строительства данной зоны и, как следствие, не исключает возможность возведения в этой зоне административных зданий, на что и указано в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:3405, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемый отказ департамента не соответствующим градостроительному законодательству.
Суд округа считает выводы судов правомерными, сделанными на основании всесторонней оценки конкретных обстоятельств дела, а также при правильном толковании норм права и с учетом специфики правового регулирования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Таким образом, поскольку суд округа не усмотрел нарушения судам норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается полностью необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23783/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 42 Правил землепользования и застройки N 201 предусмотрены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне: хранение автотранспорта (код 2.7.1); коммунальное обслуживание (код 3.1); социальное обслуживание (код 3.2); бытовое обслуживание (код 3.3); здравоохранение (код 3.4); образование и просвещение (код 3.5); общественное управление (код 3.8); деловое управление (код 4.1); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) и т.д.
...
для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для размещения административных зданий.
Вместе с тем, в состав общественно-деловых зон, в которую включен спорный участок Правилами землепользования и застройки, могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов (пункт 1 статьи 35 ГрК РФ).
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (пункт 6 статьи 35 ГрК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф04-6553/22 по делу N А46-23783/2021