г. Тюмень |
|
6 декабря 2022 г. |
Дело N А67-7005/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Терентьевой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АйТиИнлайн-Сервис" на решение от 15.07.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Воронина С.В.) и постановление от 24.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Молокшонов Д.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А67-7005/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "АйТи-Инлайн-Сервис" (634049, г. Томск, ул. 1-я Рабочая, д. 44, оф. 77, ИНН 7017333339, ОГРН 1137017013165) к областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Томский областной онкологический диспансер" (634009, г. Томск, пр-кт Ленина, д. 115, ИНН 7019026990, ОГРН 1027000863603) о признании незаконными действий по отказу в заключении по результатам закупки у единственного поставщика договора возмездного оказания услуг и отмены закупки у единственного поставщика, понуждении заключить договор возмездного оказания услуг.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, г. Томск, пр-кт Ленина, д. 111, оф. 50, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384), общество с ограниченной ответственностью "Система" (241050, г. Брянск, пер. Гаражный, д. 2, оф. 4, ИНН 3257066369, ОГРН 1193256000794).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АйТи-Инлайн-Сервис" (далее - ООО "АйТи-Инлайн-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Томский областной онкологический диспансер" (далее - ОГАУЗ "ТООД", ответчик) о признании незаконными действий по отказу в заключении договора возмездного оказания услуг по результатам закупки у единственного поставщика и отмены закупки у единственного поставщика, о понуждении заключить договор возмездного оказания услуг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России), общество с ограниченной ответственностью "Система" (далее - ООО "Система").
Решением от 15.07.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 24.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "АйТи-Инлайн-Сервис" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что право на односторонний отказ от заключения договора законом и Положением о закупке не предусмотрено; вопреки выводам судов вопросы преддоговорных споров прямо урегулированы законодательством; добровольно принятое на себя обязательство было выражено ответчиком; суды достоверно определил волю ООО "Система", в неоднократных отзывах данная организация подтверждает сделку и выдачу спорных сертификатов.
В отзыве на кассационную жалобу ОГАУЗ "ТООД" возражало против доводов кассационной жалобы; считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами, 05.08.2020 ответчиком в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) размещена закупка N 1894204 на оказание услуг по техническому сопровождению и обеспечению бесперебойного функционирования IT - инфраструктуры ОГАУЗ "ТООД", включая техническое обслуживание аппаратного обеспечения; начальная максимальная цена контракта - 480 000 руб.; срок оказания услуг 3 месяца; дата окончания подачи предложений - 10.08.2020 06:00 (по московскому времени); плановая дата заключения контракта - 12.08.2020 (далее - закупка).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.08.2020 было подано две заявки ООО "Битрум" с ценовым предложением - 480 000 руб., и ООО "АйТи-Инлайн-Сервис" с ценовым предложением - 375 000 руб. Победителем закупки признан истец, представивший наименьшее ценовое предложение.
17.08.2020 в адрес истца ответчиком направлено уведомление об отказе от заключения договора в связи с тем, что победителем закупки представлены сертификаты, выданные обществом с ограниченной ответственностью "Система" (далее - ООО "Система"), которая не является авторизированным учебным центром компаний Microsoft, VMWare, Asterisk.
Полагая, что отказом от договора нарушены положения Закона N 223-ФЗ, статей 438, 445, 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза" (далее - ООО "Судебная экспертиза") от 17.05.2022 N С071/2020 подписи от имени Кана В.В., изображения которых имеются в электрофотографических копиях сертификатов: N 516722350 от 31.01.2019, N 506822350 от 29.01.2019, N 557322350 от 07.07.2019, N 517322350 от 31.01.2019, N 508322350 от 02.02.2019, N 558622350 от 07.07.2019, N 5220622350 от 04.02.2019, N 5120722350 от 29.01.2019, выполнены не Каном В.В., а иным лицом.
Судами установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Томска также проведена проверка соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг, по результатам которой 21.07.2021 в адрес руководителя ОГАУЗ "ТООД" направлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о закупках товаров, работ, услуг, в связи с представленными ООО "АйТи-Инлайн-Сервис" недостоверных сведений (при проверке сертификатов, подтверждающих квалификацию исполнителя, выявлены факты их недостоверности). Решением Томское УФАС России от 27.08.2020 по делу N 070/07/3-128/2020 установлено, что решение заказчика об отмене закупки правомерно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления в пределах заявленных доводов, считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.
В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме является неконкурентной закупкой, которая не подпадает под условия, предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
В силу статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОГАУЗ "ТООД" (с учетом изменений на основании Приказов Департамента государственного заказа Томской области от 20.12.2019 года N 42-п) содержит требования к закупке товаров, работ, услуг, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (далее - Положение).
Согласно пунктам 187, 188 Положения закупка у единственного поставщика в электронной форме проводится в случае закупки на сумму не более 600 000 руб. и осуществляется путем размещения заказчиком на электронной площадке проекта договора и сведений, в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Таким образом, положения Закона N 223-ФЗ не предусматривают требований о размещении документации о закупке в единой информационной системе в сфере закупки при проведении неконкурентной закупки.
На основании подпункта 1 пункта 10 Положения при осуществлении закупки заказчиком, помимо прочего, устанавливается соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Согласно пунктам 190 Положения внесение изменений в закупку у единственного поставщика заказчиком осуществляется путем отмены размещенной закупки и повторного размещения такой закупки, а также иных вышеприведенных положений законодательства.
Перечень информации, который должна содержать заявка на участие в закупке установлен в пункте 190.2 Положения, сведениями о закупке предусмотрено, что критерием сопоставления заявок на участие в закупке является цена договора и соответствие участника требованиям, которые предъявлялись к участнику закупки и указаны в сведениях о закупке.
В силу требований Приложения N 1 к сведениям о закупке сотрудник исполнителя должен предоставить сертификаты для подтверждения квалификации:
- Configuring Windows Server Active Director Domain Servers;
- Implementing, Managing, and Maintaining a Microsoft Windows Server Network Infrastructure: Network Services;
- Основы работы в операционной системе Linux:
- IBM Mobile/Desktop Systems;
- Планирование, развертывание и управление Microsoft System Center Configuration Manager;
- Digium Certified Asterisk Administrator (dCAA);
- Symantec Sales Expert; - VSP - CP (Cloup Provider).
Согласно пункту 191 Положения договор составляется заказчиком путем включения в проект договора цены договора и цены единицы товара, работы, услуги, предложенной участником закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме с которым заключается договор.
Согласно сведениям о закупке договор заключается с участником закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме, предложение о цене договора либо о цене единицы товара, работы, услуги, которого содержит наиболее низкую цену договора либо цену единицы товара, работы, услуги. При предложении наиболее низкой цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги несколькими участниками такой закупки договор заключается с участником, предложение о цене которого, поступило ранее других предложений. При предложении наиболее низкой цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги одновременно несколькими участниками такой закупки договор заключается с любым из таких участников закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в электронной форме.
Регламент работы электронной площадки ООО "РТС - тендер" Электронный магазин "Закупки малого объема", который утвержден приказом Генерального директора ООО "РТС - тендер" N 09/П-20 от 23.03.2020 указывает на право заказчика отказаться от заключения договора с участником по итогам закупки.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом недопущения необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.
В пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции.
Статьей 782 ГК РФ предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе закупочную документацию, принимая во внимание выводы эксперта, установив, что ответчиком размещена закупка, при рассмотрении заявок ответчик не мог проверить документы, подтверждающие квалификацию исполнителя услуги; учитывая, что заказчику предоставлено право в любой момент отказаться от контракта, внесение изменений заказчиком в закупку у единственного поставщика в соответствии с Положением осуществляется путем отмены размещенной закупки, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
По существу доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что право на односторонний отказ от заключения договора законом и Положением о закупке не предусмотрено; вопреки выводам судов вопросы преддоговорных споров прямо урегулированы законодательством; добровольно принятое на себя обязательство было выражено ответчиком; суды достоверно определил волю ООО "Система", в неоднократных отзывах данная организация подтверждает сделку и выдачу спорных сертификатов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Судами учтено, что отмена закупки заказчиком также обусловлена внесением изменений в части срока оказаний услуг в соответствии с пунктом 190 Положения; установлена целесообразность проведения повторной закупки; решением УФАС по Томской области от 27.08.2020 по делу N 07/07/3-128/2020 решение заказчика об отмене закупки признано правомерным; оснований для понуждения заключить спорный договор, принимая во внимание изменение условий сделки, судами не установлено (статья 421, 445 ГК РФ).
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом; само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.07.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 24.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-7005/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.