г. Тюмень |
|
7 декабря 2022 г. |
Дело N А27-5470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" на решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 04.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-5470/2022 по заявлению Восточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (690078, Приморский край, город Владивосток, улица Комсомольская, дом 1, этаж 4, кабинеты 408, 409, 420, ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048) в лице отдела государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области (655017, Республика Хакасия, город Абакан, улица Кирова, дом 100) к публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Ленина, дом 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) о привлечении к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" Рехтина Е.А. по доверенности от 27.06.2022.
Суд установил:
Восточное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - ПАО "Кузбассэнергосбыт", общество) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Кузбассэнергосбыт" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку общество, являясь гарантирующим поставщиком, а не сетевой организацией, не обладает истребуемыми от него документами в отношении качества поставляемой потребителю электрической энергии.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц управлением в целях проверки достоверности поступившей информации о снабжении потребителей электрической энергией ненадлежащего качества в отношении общества приказом от 16.02.2022 N 044 назначена документарная проверка; пунктом 13 указанного приказа на ПАО "Кузбассэнергосбыт" возложена обязанность представить в управление перечень документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; 25.02.2022 обществу направлено требование N 07-13/56 о предоставлении в срок до 11.03.2022 документов, необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Поскольку в установленный срок запрошенные документы обществом в полном объеме представлены не были, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 21.03.2022 N 15 и обратился в арбитражный суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Статьей 19.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
Наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе документарной проверки (пункт 2 части 6 статьи 56, пункт 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", далее - Закон N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 72 Закона N 248-ФЗ в ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) получение письменных объяснений; 2) истребование документов; 3) экспертиза.
Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы (часть 4 статьи 80 Закона N 248-ФЗ).
В рассматриваемом случае основанием для привлечения ПАО "Кузбассэнергосбыт" к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ послужил факт непредставления им в указанный управлением срок необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования сведений о прохождении продукции процедуры обязательного подтверждения соответствия (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), протоколов испытаний (показателей качества) электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электрической энергии.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применительно к пунктам 2 и 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, разделу 0110 "Электроэнергия" Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (действовавшего в период спорных правоотношений), пункту 4.1 ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст, подтверждение соответствия электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц осуществляется в форме обязательной сертификации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, выпускается в обращение только после осуществления такого подтверждения.
Качество электрической энергии обеспечивается в том числе путем контроля и периодического мониторинга в соответствии с положениями ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2014 N 1948-ст, в рамках которых проводятся испытания электрической энергии с оформлением результатов протоколом испытаний по установленной форме (пункт 5.11).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом были получены требования управления о представлении документов, необходимых для проверки достоверности поступившей информации о несоответствии качества поставляемой электрической энергии; в установленный срок (до 11.03.2022) общество не представило сведений о прохождении продукции процедуры обязательного подтверждения соответствия (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), протоколы испытаний (показателей качества) электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электрической энергии; с ходатайством о продлении срока выполнения требования о предоставлении документов в управление не обращалось.
При этом судами со ссылкой на положения статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 37, 38 Закона N 35-ФЗ, статей 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии у него истребуемых документов, поскольку гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), как продавец электрической энергии, обязан иметь в наличии документы, подтверждающие качество электроэнергии (как товара), и предъявлять его потребителям, а также контролирующим органам. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии у общества каких-либо объективных препятствий для соблюдения требования законодательства о техническом регулировании и выполнения запроса управления, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 21.03.2022 N 15 составлен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 19.33 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не выявлены.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ПАО "Кузбассэнергосбыт" к административной ответственности.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 04.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5470/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом были получены требования управления о представлении документов, необходимых для проверки достоверности поступившей информации о несоответствии качества поставляемой электрической энергии; в установленный срок (до 11.03.2022) общество не представило сведений о прохождении продукции процедуры обязательного подтверждения соответствия (сертификаты соответствия, декларации о соответствии), протоколы испытаний (показателей качества) электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электрической энергии; с ходатайством о продлении срока выполнения требования о предоставлении документов в управление не обращалось.
При этом судами со ссылкой на положения статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 37, 38 Закона N 35-ФЗ, статей 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии у него истребуемых документов, поскольку гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), как продавец электрической энергии, обязан иметь в наличии документы, подтверждающие качество электроэнергии (как товара), и предъявлять его потребителям, а также контролирующим органам. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 Основных положений).
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии у общества каких-либо объективных препятствий для соблюдения требования законодательства о техническом регулировании и выполнения запроса управления, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 21.03.2022 N 15 составлен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 19.33 КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9, 4.1.1 КоАП РФ судами не выявлены."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф04-6528/22 по делу N А27-5470/2022