г. Тюмень |
|
8 декабря 2022 г. |
Дело N А75-4249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление обустройства войск" на решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 23.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4249/2021 по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341) к обществу с ограниченной ответственностью "Городская служба оценки и экспертизы" (ОГРН 1188617017533, ИНН 8602289874) об оспаривании величины рыночной стоимости объекта оценки.
Заинтересованное лицо - Никулина Наталья Николаевна.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации по исполнению особо важных исполнительных производств Бабарцев Максим Юрьевич, Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области.
Суд установил:
акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - Общество, должник) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об оспаривании отчета об оценке от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Городская служба оценки и экспертизы" (далее - ООО "ГСОиЭ") для установления рыночной стоимости гаража, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Полевая, 1, гараж N 319 (далее - объект оценки, гараж).
Решением от 30.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление изменить в части указания в резолютивной части на надлежащую оценку имущества должника для последующей его реализации в рамках сводного исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в производстве судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации по исполнению особо важных исполнительных производств находится сводное исполнительное производство N 6859706/19/99001-СД в отношении Общества.
В целях реализации имущества должника на торгах судебным приставом-исполнителем дано поручение произвести оценку рыночной стоимости имущества должника - гаража.
Согласно отчету ООО "ГСОиЭ" (оценщик Никулина Н.Н.) об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021 рыночная стоимость объекта оценки составляет 254 200 руб. без учета НДС.
Не соглашаясь с результатами оценки, должник обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статей 11, 12, 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50), Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", пришли к выводу о недоказанности недостоверности рыночной стоимости гаража, определенной в отчете.
Оставляя обжалуемые решение и постановление судов без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель, в числе прочего, вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение, в порядке и пределах, которые установлены названным Законом, производить оценку имущества, привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (статья 64 Закона об исполнительном производстве).
В части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве указано, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 50 Постановления N 50, стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).
Оценочная деятельность осуществляется на территории Российской Федерации на основании Закона N 135-ФЗ.
В силу абзаца 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 утвержден Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (далее - ФСО N 1), которым определены общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности (пункт 1).
В соответствии со статьей 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, недостоверным отчет может быть признан, если он составлен с нарушением требований, предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценочной деятельности, а также допускает неоднозначное толкование или вводящий в заблуждение.
Предметом настоящих требований является признание недействительным отчета об оценке объекта от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021, выполненного ООО "ГСОиЭ".
В соответствии с отчетом ООО "ГСОиЭ" об оценке от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021 стоимость объекта оценки составила 254 200 руб.
Должник, оспаривая выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021, представил в материалы дела экспертное заключение (отрицательное) от 02.03.2021 N 77/260221/82, согласно которому отчет ООО "ГСОиЭ" об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, итоговая величина стоимости, отраженная в отчете (стоимость объекта оценки), не соответствует рыночной стоимости.
Для установления обоснованности либо необоснованности заявленных требований и соответствующих возражений, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 82 АПК РФ, по ходатайству Общества назначил по делу оценочную судебную экспертизу, поставив на разрешение эксперта следующие вопросы:
- соответствует ли отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021, выполненный ООО "ГСОиЭ", требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также допущены ли при составлении отчета нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости недвижимого имущества;
- если отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021, выполненный ООО "ГСОиЭ", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, то какова рыночная стоимость недвижимого имущества: нежилое помещение, гараж, общей площадью 25 кв. м, кадастровый номер 72:23:0208001:6196, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Полевая, 1, гараж N 319 на 18.01.2021.
Проведение судебной экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка" Мироненко Елене Леонидовне.
Согласно выводам эксперта рыночная стоимость объекта оценки составила 269 000 руб.; отчет об оценке от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, ФСО N 1; допущенные при составлении отчета нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости недвижимого имущества.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
На основании исследования материалов дела суды установили, что оспариваемый отчет по своему содержанию соответствует требованиям закона, в нем имеется достаточное количество информации о спросе и предложении на рынке недвижимости, в том числе в территориальной расположенности объекта оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественные и качественные характеристики данных фактов.
Согласно предоставленному в материалы дела отчету при проведении оценки и составлении отчета оценщиком описана методика проведенного исследования, указаны используемые справочно-нормативные и научно-технические документы, обосновано их применение. Оценщиком использовался сравнительный подход, им осуществлен достаточный сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки, изучены количественные и качественные характеристики объекта оценки, собрана существенная информация, необходимая для определения стоимости объекта оценки.
Допущенные оценщиком формальные нарушения при составлении отчета об оценке от 18.01.2021 N 0001-ПТ/2021 не оказали существенного влияния на итоговую величину рыночной стоимости недвижимого имущества. Разницу между рыночной стоимостью спорного имущества, определенной обществом с ограниченной ответственностью "Агентство "Русспромоценка" в размере 269 000 руб., и рыночной стоимостью имущества, определенной по результатам оспариваемой оценки в размере 254 200 руб., как отметили суды, нельзя признать существенной, критичной для целей констатации порочности оспариваемого отчета об оценке.
Доводы Общества о наличии в отчете об оценке существенных недостатков опровергаются установленными судами обстоятельствами дела.
Несогласие должника с результатом оценки само по себе не свидетельствует о недостоверности отчета об оценке.
Доказательства в подтверждение заявленных доводов Общество не представило, чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ приняло на себя риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий.
Утверждение подателя жалобы о несоблюдении судами положений пункта 50 Постановления N 50 ввиду того, что в резолютивной части решения суда первой инстанции не указана надлежащая рыночная стоимость имущества должника, которой впоследствии должен руководствоваться судебный пристав-исполнитель в исполнительном производстве, не принимается судом кассационной инстанции.
Как следует из абзацев седьмого и восьмого пункта 50 Постановления N 50, в резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве.
В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.
Вместе с тем из системного анализа всех положений пункта 50 Постановления N 50 в совокупности с нормами статей 170, 271 АПК РФ следует, что необходимость указания судами в резолютивной части судебного акта надлежащей оценки имущества должника касается случаев, когда суд признает недействительными оспариваемый отчет оценщика или постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки.
В рассматриваемом деле суды на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу убедились в достоверности спорного отчета и определенной рыночной стоимости объекта оценки, аргументированно со ссылками на соответствующие нормы права отклонили заявленные требования Общества, сформулировав резолютивную часть судебных актов в соответствии со статьями 170, 271 АПК РФ.
Необходимость повторного изложения в резолютивной части судебных актов результатов рыночной стоимости объектов оценки, признанной судами достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки в порядке, установленном законом, не вытекает из результатов рассмотрения настоящего спора.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4249/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.