г. Тюмень |
|
8 декабря 2022 г. |
Дело N А03-12113/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Сириной В.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Рыбкиной Н.Г., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью лечебно-оздоровительный комплекс "Романовский плюс" на решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Винникова А.Н.) и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-12113/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью лечебно-оздоровительный комплекс "Романовский плюс" (658640, Алтайский край, Романовский район, село Романово, переулок Кузнечный, дом 2Б, ИНН 2268050496, ОГРН 1072261001108) к администрации Романовского района Алтайского края (658640, Алтайский край, Романовский район, село Романово, улица Советская, 54, ИНН 2268000865, ОГРН 1022202073740) о признании незаконным решения об установлении публичного сервитута.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Лопатина Ю.М.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью лечебно-оздоровительный комплекс "Романовский плюс" Холоденко Ю.В. по доверенности от 01.04.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью лечебно-оздоровительный комплекс "Романовский плюс" (далее - ООО ЛОК "Романовский плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Романовского района Алтайского края (далее - администрация) о признании незаконным постановления от 21.02.2020 N 65 об установлении публичного сервитута.
Решением от 23.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО ЛОК "Романовский плюс" просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Считает, что судами не был принят во внимание принцип распределения бремени доказывания в рамках настоящего спора; администрацией не представлено доказательств того, что публичный сервитут направлен на удовлетворение потребностей неограниченной круга лиц в проходе через земельный участок, предоставленный заявителю, для связи двух водных объектов, что не соответствует цели установления публичного сервитута, определенной статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); не представлено доказательств наличия иных вариантов прохода населения к водным объектам; выводы суда о недоказанности нарушения прав общества оспариваемым постановлением необоснованны.
Администрация представила письменный отзыв, в котором выразила возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что администрацией (арендодателем) по договору аренды земельного участка от 06.06.2007 предоставлены ООО ЛОК "Романовский плюс" (арендатору) в аренду земельные участки, общей площадью 153,9403 га, находящиеся в границах муниципального образования "Гуселетовский сельсовет", с местоположением на расстоянии примерно в 2,6 км в югозападном направлении от с. Гуселетово между оз. Мормышанское (Сульфатное) и оз. Горькое, в том числе: - земельный участок N 1, общей площадью 94.0883 га с кадастровым номером 22:38:030401:0722, - земельный участок N 2, общей площадью 28.4313 га с кадастровым номером 22:38:030401:0773, - земельный участок N 3, общей площадью 31.4207 га с кадастровым номером 22:38:030401:0774, сроком на 20 лет без права выкупа.
Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид сельскохозяйственных угодий - пастбища, несельскохозяйственные угодья представлены кустарником, солонцами, полевыми дорогами, песком, разрешенное использование - для размещения лечебного оздоровительного комплекса (пункт 1.1 договора).
Обременение в виде аренды земельного участка зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 25.06.2007 номер регистрации 22-22-12/010/2007-124, что подтверждается отметкой регистрирующего органа на договоре.
В соответствии постановлением администрации Алтайского края от 23.07.2008 N 288 вышеуказанные земельные участки переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации ООО ЛОК "Романовский плюс" лечения и летнего отдыха граждан.
Постановлением Администрации Романовского района Алтайского края N 65 от 21.02.2020 установлен публичный сервитут со сроком действия до 05.06.2027 на земельный участок с кадастровым номером 22:38:030401:774, расположенный по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Романовский район в границах муниципального образования Гуселетовский сельсовет с местоположением примерно в 2,6 км в югозападном направлении от с. Гуселетово между оз. Мормышанское (Сульфатное) и оз.Горькое для прохода через земельный участок с целью обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам оз. Мормышанское (Сульфатное) и оз. Горькое и их береговым полосам, а также установлены его границы общей площадью 2 225 кв.м, согласно схеме расположения публичного сервитута.
Указанное постановление опубликовано в газете "Горизонт" N 28 от 18.07. 2020.
Ссылаясь на то, что решение об установлении публичного сервитута на часть участка, предоставленного заявителю в целях осуществления предпринимательской деятельности, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности как арендатора спорного земельного участка, ООО ЛОК "Романовский плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь статьями 4, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 23, 39.37 ЗК РФ, частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов", позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.10.2008 N 680-О-О, исходили из необоснованности заявленных требований.
Обозначенные выводы являются правомерными.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций учли, что администрацией соблюден порядок проведения мероприятий по установлению сервитута и обеспечено опубликование извещения о возможном установлении публичного сервитута в целях установления свободного доступа к водным объектам оз.Мормышанское (Сульфатное) и оз.Горькое, их береговым полосам. Информационное сообщение о проведении публичных слушаний и проект постановления администрации района об установлении публичного сервитута опубликованы в газете "Горизонт" N 3 от 25.01.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункты 7, 8 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 ВК РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В обоснование своей позиции общество указало, что установление публичного сервитута на указанный земельный участок предполагает беспрепятственный и бесконтрольный проход граждан на территорию комплекса к береговой зоне, что приведет к возможности последних безвозмездного пользования услугами комплекса и отсутствии возмещения затрат и расходов общества на его содержание.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, учитывая недоказанность истцом обстоятельств, подтверждающих наступления неблагоприятных последствий для владельца лечебно-оздоровительного комплекса "Романовский плюс", установив, что оспариваемым актом установлен сервитут в отношении земельного участка для прохода граждан к береговой зоне на необременительных для арендатора условиях (для проезда не предназначен), пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации не нарушает права и законные интересы заявителя. Необходимо также учесть, что администрацией был соблюден порядок установления публичного сервитута, предусмотренный действующим законодательством.
Довод заявителя о наличии иных подходов к береговой зоне, которые не препятствуют свободному доступу граждан к водным объектам, судами отклонен, поскольку не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба общества подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12113/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении. Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункты 7, 8 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 статьи 6 ВК РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф04-6786/22 по делу N А03-12113/2021