г. Тюмень |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А75-4344/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дружининой Ю.Ф. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югра-Безопасность" на решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 03.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4344/2022 по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Свердлова, дом 10, ИНН 8601058465, ОГРН 1168617070335) к обществу с ограниченной ответственностью "Югра-Безопасность" (628187, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Речная, дом 16, ИНН 8610015443, ОГРН 1048600200813) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Югра-Безопасность" (далее - ООО "Югра-Безопасность", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 03.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, административным органом допущены существенные нарушения порядка проведения проверки; поскольку работнику общества при даче объяснений не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, его объяснения являются недопустимым доказательством; общество не было надлежащим образом извещено о дате, месте и времени составлении протокола об административном правонарушении.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
В силу части 4.1 статьи 206 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 09.02.2022 и обращения в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ послужили выявленные управлением в рамках исполнения постановления Главы города Нягани от 14.01.2022 N 5-т "О проведении периодических проверок сотрудников частных охранных предприятий" факты осуществления обществом, которому выдана лицензия от 03.02.2014 ЧО N 040080 на осуществление частной охранной деятельности, предпринимательской деятельности с нарушением требований абзаца 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), подпункта "г" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение о лицензировании).
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, привлек его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1 является соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями 1, 2 и 3 (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), 7 и 8 статьи 12 Закона N 2487-1.
В силу части 7 статьи 12 Закона N 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили и по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что 25.01.2022 работник ООО "Югра-Безопасность" оказывал охранные услуги в отсутствие личной карточки охранника, выданной подразделением лицензионно-разрешительной работы территориального органа Росгвардии.
Вопреки позиции подателя кассационной жалобы факт совершения административного правонарушения помимо объяснений Ковригина С.Д. подтверждается рапортом от 09.02.2022, договором от 21.12.2021 на оказание охранных услуг, приказом от 30.12.2021 N 88 л/с о приеме на работу Ковригина С.Д. в качестве охранника в ООО "Югра-Безопасность", заявлением о выдаче личной карточки охранника от 26.01.2022 N 154.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Как следует из материалов дела, поводом для составления протокола об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Довод подателя кассационной жалобы о ненадлежащем уведомлении его о составлении протокола об административном правонарушении отклоняется судом округа, поскольку из материалов дела следует, что уведомление о составлении протокола было вручено работнику общества, о чем имеется соответствующая отметка с входящим номером, датой и инициалами лица, принявшего данное уведомление. На составление протокола об административном правонарушении 09.02.2022 явился исполнительный директор ООО "Югра-Безопасность", действующий на основании доверенности от 30.12.2021, предоставляющей полномочия быть представителем общества при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено.
Административное наказание назначено в назначено в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с учетом того, что общество ранее привлекалось к административной ответственности.
Вместе с тем суд кассационной инстанции указывает следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, в частности, введена статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 (категория микропредприятие).
Поскольку санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в рассматриваемом случае размер штрафа подлежит определению в пределах от 15 000 руб. до 20 000 руб.
Таким образом, решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (минимальная сумма штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ) следует признать не подлежащим исполнению в части назначения наказания в размере, превышающем 15 000 руб. (половина минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 03.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4344/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Признать решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по указанному делу не подлежащим исполнению в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 15 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, в частности, введена статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
...
Поскольку санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не предусмотрено наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в рассматриваемом случае размер штрафа подлежит определению в пределах от 15 000 руб. до 20 000 руб.
Таким образом, решение от 22.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (минимальная сумма штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ) следует признать не подлежащим исполнению в части назначения наказания в размере, превышающем 15 000 руб. (половина минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2022 г. N Ф04-6380/22 по делу N А75-4344/2022