г. Тюмень |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А46-21931/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А. Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-21931/2021 по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, Омская область, г. Омск, ул. Некрасова, д. 6; ОГРН 1225500009811, ИНН 5503259055) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 6 представления от 31.08.2021 N 52-20-11/5748.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (644043, Омская обл., г. Омск, ул. Добровольского, д. 13 "А", ОГРН 1025500530252, ИНН 5502050244), федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (630008, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Добролюбова, д. 111, ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071), Федеральное дорожное агентство (129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4, ОГРН 1047796331494, ИНН 7717509757).
Суд установил:
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 6 представления от 31.08.2021 N 52-20-11/5748 (далее также - представление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - Управление дорожного хозяйства), федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - Управление автомобильных дорог "Сибирь"), Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
Решением от 31.05.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования Министерства отказано.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы Министерство указывает следующее: значение показателя "доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" уточнено с указанием фактически достигнутого значения показателя - 41,9%, сроки представления уточняющих отчетов не регламентированы; на территории Омской области отсутствуют автомобильные дороги регионального значения, работающие в режиме перегрузки, поэтому показатель "доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, обслуживающих в режиме перегрузки" рассчитывается только в отношении дорог федерального значения, достижение указанного показателя в отчете отражено как плановая цифра - 0,3%, впоследствии сформирован уточняющий отчет о ходе реализации регионального проекта на 2020 год с указанием фактически достигнутого показателя - 2,1 % (пункт 1 представления); значение двух показателей результатов регионального проекта за 2020 год, в том числе показателя "количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков)" считается достигнутым на 82,61 % от планового показателя, показатель снижен до 86 мест концентрации ДТП по сравнению с базовым -89 мест концентрации ДТП (пункт 2 представления); кроме того, в настоящее время вышеуказанные показатели исключены из паспортов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" и национального проекта "Безопасные качественные дороги". Нарушение, указанное в пункте 3 представления, не допущено, согласно отчету все значения показателей достигнуты, отчет достоверен. Вывод об осуществлении контроля за ходом работ, выполненных Управлением дорожного хозяйства в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Дорожная сеть", а также за их качеством не в полном объеме (пункт 6 представления) не соответствует действительности, нецелевое использование бюджетных средств при выполнении работ (устройство (монтаж) 4-х светофоров, установка дорожных знаков, сигнальных столбиков, укрепление обочин) отсутствует, поскольку все работы выполнены, их соответствие требованиям законодательства и условиям контрактов на момент приемки документально подтверждено; последующее исчезновение сигнальных столбиков, деформация обочин являются следствием воздействия внешних факторов, подлежат устранению в процессе выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.
В отзыве на кассационную жалобу УФК считает доводы Министерства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что УФК проведена в отношении Министерства плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за период с 01.01.2020 по истекший период 2021 год, о чем составлен акт от 27.07.2021.
По результатам проверки УФК вынесено Министерству представление от 31.08.2021 N 52-20-11/5748, в котором указаны выявленные нарушения, а также содержится требование о необходимости устранения причин и условий их совершения до 26.10.2021.
Так, согласно пункту 1 представления, в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта "Дорожная сеть" на территории Омской области от 14.02.2019 N 103-2019-R10068-1 (далее - соглашение N 103-2019-R10068-1) в Росавтодор в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" предоставлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях показателей, а именно: в отчете о ходе реализации регионального проекта на 2020 год "(R1 - 52) Дорожная сеть", указаны недостоверные сведения о двух следующих показателях:
- по показателю "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" фактическое достижение - 41,9 %, по отчету о ходе реализации регионального проекта - 41,6 %;
- по показателю "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" фактическое достижение - 2,1 %, по отчету о ходе реализации регионального проекта - 0,3 %.
В соответствии с пунктом 2 представления Министерство в нарушение пункта 1 статьи 130, статьи 132.1 БК РФ, пунктов 2, 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193, Приложения N 2 к паспорту федерального проекта "Дорожная сесть" (на 01.01.2021), раздела 2 регионального проекта "Дорожная сеть" Омской области, пункта 4.3.3, подпункта 4.3.8.3 пункта 4.3.8 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 26.03.2019 N 108-17-2019-057 (далее - соглашение N 108-17-2019-057), пункта 2.2.3 соглашения N 103-2019-R10068-1 объектом контроля не достигнуты значения двух показателей результатов регионального проекта за 2020 год: "На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий", "На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (за счет средств, предоставленных в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации)", в связи с недостижением двух значений показателей федерального проекта: "количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети", "доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки".
Пунктом 3 представления предусмотрено, что Министерство в нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 162 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 4.3.3, подпункта 4.3.5.2 пункта 4.3.5, подпункта 4.3.8.3 пункта 4.3.8 соглашения N 108-17-2019-057 представило в Росавтодор недостоверный отчет о достижении значений результатов регионального проекта Омской области "Дорожная сеть" по состоянию на 01.01.2021, в котором указано достижение значений: "на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий", "на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (за счет средств, предоставленных в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации)", которые фактически не достигнуты.
В пункте 6 представления указано, что Министерство в нарушение пункта 1 статьи 158 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 6.1.3 соглашения N 108-17-2019-057 не в полном объеме осуществило контроль за ходом работ, выполненных Управлением дорожного хозяйства в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Дорожная сеть", а также за их качеством, что привело к неправомерному, неэффективному использованию средств иного межбюджетного трансферта, нарушению иного законодательства Российской Федерации.
Министерство, не согласившись с выданным УФК представлением (в части пунктов 1, 2, 3, 6), оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 129, 130, 132.1 БК РФ, Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 193 (далее - Правила N 193), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемых пунктов представления.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Судами установлено, что между руководителями федерального и регионального проектов "Дорожная сеть" заключено соглашение N 103-2019-R10068-1, предметом которого является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в субъекте и муниципальных образованиях, расположенных на территории субъекта.
Пунктом 2.2.3 соглашения N 103-2019-R10068-1 предусмотрено, что руководитель регионального проекта обеспечивает достижение значений показателей, выполнение задач, результатов федерального проекта по субъекту, а также выполнение плана мероприятий по реализации регионального проекта (при наличии), определенных в соответствии с пунктом 2.2.2 настоящего соглашения.
В Приложении N 1 к соглашению N 103-2019-R10068-1 определены следующие показатели федерального проекта по субъекту Российской Федерации и их значения на 2020 год: "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" - 40,7; "Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети" - 79,8; "Доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии" - 69,9; "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" - 0,3.
Аналогичные значения соответствующих показателей на 2020 год также установлены Приложением N 2 к паспорту федерального проекта "Дорожная сеть" (на 01.01.2021), Приложением N 6 к паспорту государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области".
На основании пункта 2.2.5 соглашения N 103-2019-R10068-1 руководитель регионального проекта обеспечивает формирование и утверждение, направление не позднее 4-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, с использованием информационной системы "Электронный бюджет" отчетов в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"; обеспечивает достоверность, актуальность и полноту сведений в отчетности и иной информации, связанной с реализацией регионального проекта, предусмотренной соглашением N 103-2019-R10068-1 (пункт 2.2.6).
Министерство письмом от 15.02.2021 N МСТД-1500 направило в Росавтодор "Сведения о национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги" за 2020 год (по установленной форме федерального статистического наблюдения N 1-БКАД, далее - форма N 1-БКАД).
В форме N 1-БКАД зафиксировано, что показатель "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" достигнут на территории Омской области на уровне 41,9 %, показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" - на уровне 2,1 %. В то же время в отчете о ходе реализации регионального проекта на 2020 год "(R1-52) Дорожная сеть", сформированном Министерством 18.01.2021 с использованием информационной системы "Электронный бюджет", указано, что показатель "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" составляет 41,6 %, показатель "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" - 0,3 %.
Установив данные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в отчете указаны показатели, не соответствующие фактически достигнутым, что не оспаривается Министерством (фактическое значение по первому показателю составляет, 41,9 %, а по второму показателю - 2,1 %,), суды пришли к верному выводу о том, что Министерством в Росавтодор предоставлены недостоверные сведения о фактически достигнутых значениях указанных показателей проекта.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе о том, что первоначально первый показатель указан в рассматриваемом отчете в соответствии с данными Учреждения, а второй показатель - исходя из планового значения, ввиду непредставления на момент составления отчета данных ФКУ "Сибуправтодор" о направлении уточняющего отчета по форме N 1-БКАД, являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонены, поскольку данные обстоятельства не опровергают вывод о наличии в действиях Министерства соответствующего нарушения, выразившегося в предоставлении недостоверной отчетности, связанной с реализацией регионального проекта в соответствии с соглашением N 103-2019-R10068-1; направление формы N 1-БКАД не заменяет собой предоставление достоверной отчетности, предусмотренной соглашением N 103-2019-R10068-1, а корректировка отчета от 11.08.2021 произведена Министерством именно в связи с выявлением обозначенной выше недостоверности сведений в рамках проверки.
Исходя из изложенного суды обоснованно признали пункт 1 представления законным.
При этом судами учтено, что корректировка отчета о ходе реализации регионального проекта на 2020 год "(R1-52) Дорожная сеть", осуществленная Министерством 11.08.2021 (после выявления нарушения и составления акта проверки) в части указания показателя "Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям" - 41,9 %, показателя "Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" - 2,1%, учтена УФК в качестве меры по устранению выявленного нарушения (письмо от 29.10.2021 N 52-20-11/7409, в котором отсутствуют указания на необходимость принятия дополнительных мер по устранению нарушений по пункту 1 представления).
Относительно пунктов 2 и 3 представления судами установлено, что соглашение N 108-17-2019-057 между Росавтодором и Правительством Омской области, по условиям которого в 2019-2021 годах из федерального бюджета бюджету Омской области предоставлен иной межбюджетный трансферт в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", заключено не в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 N 270н, а именно без указания в Приложении N 1 к соглашению N 108-17-2019-057 значений конкретных показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления межбюджетных трансфертов в рамках реализации национального проекта.
Исходя из системного толкования положений действующего законодательства и условий реализации федерального проекта "Дорожная сеть", а также государственной программы Омской области "Развитие транспортной системы в Омской области", суды обоснованно исходили из того, что, независимо от включения или невключения показателей регионального проекта в соглашение, невыполнение какого-либо показателя федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" само по себе свидетельствует о недостижении соответствующих показателей результатов его реализации.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание показатели, определенные в Приложении N 1 к соглашению N 103-2019-R10068-1, сопоставив их с показателями, указанными в форме N 1-БКАД за 2020 год, направленной Министерством в Росавтодор, установив, что значение показателя "количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети" фактически составило 96,6 % при плановом значении 79,8% (данный показатель превысил плановый на 16,8%), значение показателя "доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" составило 2,1 % при плановом значении 0,3% (данный показатель превысил плановый на 1,8%), пришли к верному выводу о том, что указанные показатели, установленные федеральным проектом на 2020 год, при фактической реализации такого проекта на территории Омской области не достигнуты.
Соответственно, Министерство представило в Росавтодор недостоверный отчет о достижении значений результатов регионального проекта Омской области "Дорожная сеть" по состоянию на 01.01.2021.
Исходя из изложенного суды признали правомерными выводы, изложенные в пунктах 2 и 3 представления.
Ссылка Министерства на то, что показатели "количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети" и "доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки" исключены из паспорта федерального проекта и национального проекта, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку, как правильно отметил суд, соответствующие показатели исключены из проектов после истечения проверяемого периода, что не исключает обязанность заявителя по достижению соответствующих показателей до момента их исключения из проектов.
При оценке обоснованности пункта 6 представления суды, руководствуясь положениями статей 158, 162 БК РФ, условиями соглашения N 108-17-2019-057, исходили из того, что Министерство в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Дорожная сеть" осуществляет обязанности главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренные пунктом 1 статьи 158 БК РФ, в частности, обеспечивает контроль за использованием бюджетных денежных средств их получателем, а также осуществляет контроль за ходом и качеством выполнения работ, оплаченных за счет бюджетных средств.
Судами установлено, что по результатам проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в деятельности Управления дорожного хозяйства (получателя бюджетных средств) за период с 01.01.2020 по истекший период 2021 года УФК выявлены следующие нарушения:
- по государственному контракту от 15.01.2020 N 1939-2019 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка", участки км 89+100 - км 100+100, км 100+100 км 123+100 в Павлоградском и Нововаршавском муниципальных районах Омской области приняты и оплачены работы по установке отсутствующих дорожных знаков: одного знака "Обгон запрещен" и двух знаков "Километровый знак" за счет федеральных средств - 7,383 тыс. руб. ; в ходе проверки выявлено несоответствие фактического количества дорожных знаков: (3.20) "Обгон запрещен" - 3 шт. вместо 4 шт., (6.13) "Километровый знак" - 15 шт. вместо 17 шт., количеству, указанному в актах о приемке выполненных работ (ф. КС-2)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги в соответствии с "ОДМ 218.4.005-2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", изданного на основании распоряжения Росавтодора от 12.01.2011 N 13-р (далее - ОДМ 218.4.005-2010) и нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 15.01.2020 N 1939-2019 Управлением дорожного хозяйства на участке км 100+100 - км 109+100 автомобильной дороги "Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка" в Павлоградском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин щебеночно-песчаной смесью С5 толщиной 10 см на сумму 50,142 тыс. руб., в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 17.01.2020 N 1944-2019 Управлением дорожного хозяйства на участке км 0+000 - км 10+000 автомобильной дороги "Марьяновка-Шербакуль" в Марьяновском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин фрезератом толщиной 10 см на сумму 38,14 тыс. руб., в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 31.01.2020 N 1986-2020 Управлением дорожного хозяйства приняты и оплачены невыполненные работы по установке сигнальных столбиков в количестве 232 шт. стоимостью 106,109 тыс. руб., тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги (отсутствуют направляющие устройства, предназначенные для указания направления дороги и границ земляного полотна) в соответствии с Разделом 4.2 ОДМ 218.4.005-2010, в результате чего допущено неправомерное расходование бюджетных средств;
- по государственному контракту от 31.01.2020 N 1986-2020 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Омск-Тара", участок км 89+500 - км 108+000 в Саргатском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены работы по установке отсутствующих четырех дорожных знаков треугольных стоимостью 17,092 тыс. руб. (несоответствие фактического количества дорожных знаков треугольных (57 шт.) количеству, указанному в акте о приемке выполненных работ (ф. КС-2) (61 шт.)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги в соответствии с ОДМ 218.4.005-2010, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 18.02.2020 N 2007-2020 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Сыропятское - Кормиловка - Калачинск", участок км 31+500 - км 40 в Кормиловском муниципальном районе приняты и оплачены за счет средств федерального бюджета работы по установке отсутствующих сигнальных столбиков в количестве 309 шт. на сумму 130,464 тыс. руб. (несоответствие фактического количества сигнальных столбиков (6 шт.) количеству, указанному в акте о приёмке выполненных работ (ф. КС-2) (315 шт.)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги (отсутствуют направляющие устройства, предназначенные для указания направления дороги и границ земляного полотна) в соответствии с Рекомендациями, в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ.
Указанные выше нарушения зафиксированы в выданном Управлению дорожного хозяйства представлении от 01.09.2021 N 52-20-11/5767, содержащем требование об устранении выявленных нарушений. Данное представление Управлением дорожного хозяйства исполнено в полном объеме, в установленном законом порядке не оспаривалось.
Согласно пункту 6.1.3 соглашения N 108-17-2019-057 субъект обязуется обеспечить контроль качества выполненных работ в соответствии с ОДМ 218.4.031-2016 "Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения", следовательно, Министерство осуществляет контроль за использованием денежных средств, а также за качеством выполнения работ.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, о том, что работы по установке сигнальных столбиков, дорожных знаков, а также по укреплению обочин приняты и оплачены после их выполнения в полном объеме; к моменту проведения проверочных мероприятий (по истечении продолжительного времени (9 месяцев) после выполнения работ) произошло разрушение ранее установленных дорожных объектов и деформация обустройства обочин автомобильных дорог, являлись предметом рассмотрения арбитражных судов, получили правовую оценку с учетом положений статей 721, 722 ГК РФ, а также гарантийных сроков на конструктивные элементы при ремонте автомобильных дорог, установленных отраслевыми дорожными методическими документами, условиями государственных контрактов, на основании которых выполнялись обозначенные выше работы в рамках реализации национального и регионального проектов.
Установив, что в рассматриваемом случае разрушение обустройства обочин дорог и дорожных знаков произошло в течение периода гарантийного срока, установленного отраслевым законодательством и государственными контрактами, суды сделали верный вывод о том, что требования к объему и качеству выполненных работ нарушены, тем самым необходимый результат после завершения работ и при эксплуатации автомобильных дорог не обеспечен, в связи с чем обоснованно признали законным пункт 6 представления.
Отклоняя доводы Министерства относительно зафиксированных в акте проверки от 27.07.2021 нарушений в части невыставления неустойки в адрес ООО "Стройтраст" и ООО "Сиброс", нецелевого расходования бюджетных средств на выполнение работ по устройству светофорных объектов, нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств при оплате работ по установке знака индивидуального проектирования и при установке металлических автопавильонов открытого типа, суды исходили из того, что отражение соответствующих нарушений в акте проверки не повлекло последующее их вменение в вину Министерству в рамках пункта 6 представления, законность которого является предметом оценки в рамках производства по настоящему спору.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела применительно к оспариваемым пунктам представления судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и приведенным в судебных актах нормам права, доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, и иное толкование им действующего законодательства, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-21931/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что по результатам проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в деятельности Управления дорожного хозяйства (получателя бюджетных средств) за период с 01.01.2020 по истекший период 2021 года УФК выявлены следующие нарушения:
- по государственному контракту от 15.01.2020 N 1939-2019 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка", участки км 89+100 - км 100+100, км 100+100 км 123+100 в Павлоградском и Нововаршавском муниципальных районах Омской области приняты и оплачены работы по установке отсутствующих дорожных знаков: одного знака "Обгон запрещен" и двух знаков "Километровый знак" за счет федеральных средств - 7,383 тыс. руб. ; в ходе проверки выявлено несоответствие фактического количества дорожных знаков: (3.20) "Обгон запрещен" - 3 шт. вместо 4 шт., (6.13) "Километровый знак" - 15 шт. вместо 17 шт., количеству, указанному в актах о приемке выполненных работ (ф. КС-2)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги в соответствии с "ОДМ 218.4.005-2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", изданного на основании распоряжения Росавтодора от 12.01.2011 N 13-р (далее - ОДМ 218.4.005-2010) и нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 15.01.2020 N 1939-2019 Управлением дорожного хозяйства на участке км 100+100 - км 109+100 автомобильной дороги "Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка" в Павлоградском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин щебеночно-песчаной смесью С5 толщиной 10 см на сумму 50,142 тыс. руб., в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 17.01.2020 N 1944-2019 Управлением дорожного хозяйства на участке км 0+000 - км 10+000 автомобильной дороги "Марьяновка-Шербакуль" в Марьяновском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин фрезератом толщиной 10 см на сумму 38,14 тыс. руб., в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 31.01.2020 N 1986-2020 Управлением дорожного хозяйства приняты и оплачены невыполненные работы по установке сигнальных столбиков в количестве 232 шт. стоимостью 106,109 тыс. руб., тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги (отсутствуют направляющие устройства, предназначенные для указания направления дороги и границ земляного полотна) в соответствии с Разделом 4.2 ОДМ 218.4.005-2010, в результате чего допущено неправомерное расходование бюджетных средств;
- по государственному контракту от 31.01.2020 N 1986-2020 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Омск-Тара", участок км 89+500 - км 108+000 в Саргатском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены работы по установке отсутствующих четырех дорожных знаков треугольных стоимостью 17,092 тыс. руб. (несоответствие фактического количества дорожных знаков треугольных (57 шт.) количеству, указанному в акте о приемке выполненных работ (ф. КС-2) (61 шт.)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги в соответствии с ОДМ 218.4.005-2010, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ;
- по государственному контракту от 18.02.2020 N 2007-2020 Управлением дорожного хозяйства на автомобильной дороге "Сыропятское - Кормиловка - Калачинск", участок км 31+500 - км 40 в Кормиловском муниципальном районе приняты и оплачены за счет средств федерального бюджета работы по установке отсутствующих сигнальных столбиков в количестве 309 шт. на сумму 130,464 тыс. руб. (несоответствие фактического количества сигнальных столбиков (6 шт.) количеству, указанному в акте о приёмке выполненных работ (ф. КС-2) (315 шт.)), тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги (отсутствуют направляющие устройства, предназначенные для указания направления дороги и границ земляного полотна) в соответствии с Рекомендациями, в результате чего нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ.
...
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, о том, что работы по установке сигнальных столбиков, дорожных знаков, а также по укреплению обочин приняты и оплачены после их выполнения в полном объеме; к моменту проведения проверочных мероприятий (по истечении продолжительного времени (9 месяцев) после выполнения работ) произошло разрушение ранее установленных дорожных объектов и деформация обустройства обочин автомобильных дорог, являлись предметом рассмотрения арбитражных судов, получили правовую оценку с учетом положений статей 721, 722 ГК РФ, а также гарантийных сроков на конструктивные элементы при ремонте автомобильных дорог, установленных отраслевыми дорожными методическими документами, условиями государственных контрактов, на основании которых выполнялись обозначенные выше работы в рамках реализации национального и регионального проектов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф04-7070/22 по делу N А46-21931/2021
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7070/2022
12.12.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8246/2022
30.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8246/2022
31.05.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-21931/2021