г. Тюмень |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А70-16703/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скоробогатовой Натальи Николаевны на решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Маркова Н.Л.) и постановление от 26.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А70-16703/2021 по иску акционерного общества "Урало-Сибирская Энергетическая Компания" (625023, г. Тюмень ул. Одесская, д. 5, ИНН 7203420973, ОГРН 1177232016510) к индивидуальному предпринимателю Скоробогатовой Наталье Николаевне (г. Тюмень, ИНН 231903882670, ОГРНИП 317723200073492) об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 1, корп. 3, эт/пом 3/19, ИНН 7203203418, ОГРН 1077203052772), Департамент имущественных отношений Тюменской области (625002, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1 ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792), Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24, ИНН 7202029213, ОГРН 1027200857980), индивидуальный предприниматель Быкова Екатерина Сергеевна (г. Тюмень, ИНН 663402014010, ОГРНИП 317723200063872).
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Урало-Сибирская Энергетическая Компания" - Вельман О.И. по доверенности от 17.02.2022 (сроком 1 год), паспорт, диплом.
Суд установил:
акционерное общество "Урало-Сибирская Энергетическая Компания" (далее - АО "УСТЭК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Скоробогатовой Наталье Николаевне (далее - ИП Скоробогатова Н.Н., предприниматель, ответчик):
- об обязании устранить нарушение охранной зоны тепловой сети, расположенной по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская-тп1 в зоне протяженности трубопровода вблизи дома 112 по ул.Ямской, путем демонтажа/сноса торгового павильона "Настоящая пекарня", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу;
- в случае неисполнения судебного решения в установленный срок истец просит взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 150 000 руб. единовременно и по 5 000 руб. за каждый день просрочки до момента фактического исполнения решения, а также о взыскании с ответчика в судебных расходов по оплате государственной пошлины и по оплате судебной экспертизы (в редакции принятых судом первой инстанции уточнений).
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Уральская теплосетевая компания", Департамент имущественных отношений Тюменской области, Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени, индивидуальный предприниматель Быкова Екатерина Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.05.2022, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены: суд обязал предпринимателя Скоробогатову Н.Н. устранить нарушение охранной зоны тепловой сети, расположенной по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская-тп1, в зоне протяженности трубопровода вблизи дома 112 по ул. Ямской, путем демонтажа/сноса торгового павильона "Настоящая пекарня", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения судебного решения в установленный срок взыскать с предпринимателя в пользу АО "УСТЭК" 5000 руб. компенсации за ожидание исполнения судебного акта за каждый день просрочки до момента фактического исполнения судебного решения; взыскать с предпринимателя в пользу АО "УСТЭК" 6000 руб. в счет возмещения расходов по госпошлины, 75 000 руб. расходов на оплату судебной экспертизы.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Скоробогатова Н.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы предприниматель указывала на следующее: на момент приобретения земельного участка 25.06.2012 участок не имел зарегистрированных в установленном порядке ограничений использования, отсутствовали такие ограничения и на момент строительства павильона и передачи его в аренду в 2017 г., в связи с чем у собственника не имелось необходимости согласования с истцом; в настоящее время сведения об ограничениях внесены в ЕГРН; ограничения установлены с нарушениями требований статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); истец не представил достаточных доказательств угрозы его праву, совершения предпринимателем действий, препятствующих обслуживанию тепловой сети или угрожающих ее сохранности; доводы относительно воспрепятствования обслуживания тепловой сети не обоснованы, доказательств не представлено, ссылка на то, что угрозой возникновению риска угрозы жизни и здоровью людей, является сам факт нахождения павильона в границах охранной зоны, также истцом не мотивирована; в период с 2017 года до настоящего времени истцом проводились ремонтные работы без каких-либо ущемлений его прав; истцом не рассматривалась и не оценивалась возможность обслуживания указанного объекта без сноса павильона, доказательств невозможности такого обслуживания в исковом заявлении не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "УСТЭК" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании суда округа представитель АО "УСТЭК" поддержал возражения отзыва.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "УСТЭК" является теплоснабжающей организацией на территории города Тюмени и обязан соблюдать, в том числе принцип надежности теплоснабжения и требования безопасности в сфере теплоснабжения.
На основании пункта 22 Письма о внесении сведений в государственный кадастр недвижимости от 30.12.2015 N 14-29/15-10443-ЮС, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах зон с особыми условиями использования территории: "охранная зона "линейное сооружение: тепловая сеть протяженностью 1352 п.м. из стальных труб диаметром 500, 600 мм, включающая 1 павильон, 7 тепловых камер, адрес объекта: г.Тюмень, ул.Ямская-тп 1", площадь 5194,70 кв.м., учетный номер 72.23.2.309.
Указанное линейное сооружение находится в сфере обслуживания истца. Территория земельного участка, на которой расположено указанное теплосетевое оборудование, а также территория вдоль протяженности указанной тепловой сети подпадает в границы охранной зоны с особыми условиями использования территории.
Обращаясь с иском, АО "УСТЭК" указало, что вопреки установленным нормам и правилам на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, расположенном в зоне протяженности теплотрассы по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, над осью трубопровода тепловой сети размещена строительная конструкция - торговый павильон "Настоящая пекарня".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.12.2012 собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214004:64 и расположенного на нем торгового павильона является Скоробогатова Н.Н. В настоящее время собственником павильон передан во временное владение и пользование по договору аренды индивидуальному предпринимателю Быковой Екатерине Сергеевне.
Расположение торгового павильона в зоне протяженности теплотрассы над осью теплопровода тепловой сети вопреки установленным законодательством нормам создает опасность для эксплуатации указанного участка трубопровода и лишает его как эксплуатирующую организацию, возможности обслуживать указанный участок объекта.
Предпринятые истцом в досудебном порядке меры по освобождению охранной зоны теплосетевого имущества результатов не принесли, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
В процессе производства по делу экспертом Трифоновым Сергеем Георгиевичем экспертного учреждения ООО "Тюменские землемеры" проведена судебная экспертиза по следующим вопросам: 1) Определить координаты границ участка тепловой сети с кадастровым номером 72:23:0208002:4278 и ее охранной зоны в районе расположения торгового павильона по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64? 2) Определить находится ли торговый павильон, расположенный по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, в границах охранной зоны тепловой сети с кадастровым номером 72:23:0208002:4278 и в какой части?
Судебный эксперт, отвечая на поставленные вопросы, пришел к следующим выводам:
Вопрос N 1: координаты характерных (поворотных) точек части сооружения с кадастровым номером 72:23:0208002:4278-"Тепловая сеть" в исследуемых границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214004:64 определены с учетом актуальной типографической основы территории по состоянию на момент проведения исследования, сведены в таблицу 1 (исследовательская часть заключения). Координаты характерных точек охранной зоны сооружения тепловой сети с кадастровым номером 72:23:0208002:4278 в районе расположения торгового павильона по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64 приведены в выписке ЕГРН от 19.11.2021 N КУИВ-002/2021-153582052.
Вопрос N 2: торговый павильон, расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Ямская, д.112 на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64 находится в границах охранной зоны тепловой сети с кадастровым номером 72:23:0208002:4278; контур спорного торгового павильона в исследуемых границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214004:64 имеет наложения (пересечения) с границами земельного участка с учетным номером 72:23:0214004:64/1 - охранной зоны сооружения "Тепловая сеть" площадью 14 кв.м; определенные координатные значения характерных точек наложения (пересечения) контура торгового павильона "настоящая пекарня" с границами части земельного участка с учетным номером 72:23:0214004:64/1 сведены в таблицу 3 (исследовательская часть заключения); графические построения приведены в приложении N1 к заключению, эксперта.
От эксперта Трифонова С.Г. также поступили письменные пояснения, согласно которым: в составе 3-го тома судебного дела представлен "Фрагмент плана города Тюмени Масштаб 1:500" (фрагмент 1 исследовательская часть заключения эксперта), инженерно-топографический план - план, на котором отображены рельеф местности, объекты ситуации, включая подземные и наземные коммуникации и сооружения с техническими характеристиками необходимыми для их проектирования, строительства, использования и демонтажа; согласно условным знакам для топографических планов (Утверждены ГУГК при Совете Министров СССР 25.11.1986 год Издательство "Недра", 1989) - указанные на фрагменте плана колодцы смотровые (люки) подземных коммуникаций - относятся к смотровым колодцам на теплосетях (графическое приложение N 1 к пояснению).
Руководствуясь статьями 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22), статьями 3, 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктами 1-3 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее по тексту - Правила N197), СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети", учитывая результаты проведенной по делу судебной экспертизы о том, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, расположенном в зоне протяженности теплотрассы по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, над осью трубопровода тепловой сети размещена строительная конструкция - торговый павильон "Настоящая пекарня", принадлежащая на праве собственности ответчику, установление охранных зон обязательно в силу закона, поэтому отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об охранной зоне не влияет на факт ее существования и влечет использование земельного участка с учетом установленных законом ограничений, спорный объект возведен без согласования с истцом как с организацией, эксплуатирующей тепловую сеть, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект возведен с нарушением ограничений, установленных в охранной зоне, в связи с чем исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что в соответствии с действующим законодательством безопасность функционирования тепловых сетей обеспечивается установлением именно охранных зон, а не установлением сервитута, при этом законность установления охранной зоны предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не является, в установленном порядке не оспорена.
Правомерным апелляционная коллегия посчитала то обстоятельство, что расположение спорного объекта с нарушением границ отступа ограничивает возможность проведения организационных и технических мероприятий истцом, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, а также способствует возникновению риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы; вопреки мнению предпринимателя, с учетом специфики спорных правоотношений данные обстоятельства презюмируются и не требуют доказывания фактических препятствий или угрозы, охранные зоны и соответствующие ограничения установлены в силу действующего законодательства.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи Закона о теплоснабжении одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
Согласно пункту 3 статьи 23.2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
В процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей" и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей (пункт 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92).
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В силу самой организации линейного объекта - теплотрассы, в силу закона вокруг нее создаются охранные зоны. Такая охранная зона считается установленной вне зависимости от внесения сведений о ней в государственную информационную систему.
В соответствии с пунктами 1-3 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее по тексту - Правила N197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики. Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Согласно пунктам 4-6 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительной конструкции тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями, установленными СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Не допускается производить действия в пределах охранных зон тепловых сетей, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, в том числе действия, препятствующие ремонту. В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту: загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы, а также устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные крышки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
В силу пункта 17 правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены правила технической эксплуатации (далее - правила N 115).
В разделе 6 правил N 115 установлены требования к технической эксплуатации тепловых сетей эксплуатации тепловых энергоустановок.
Пунктом 6.1.8 правил N 115 определено, что в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
Согласно Правилам N 197, в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить: строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий.
Судами верно установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, расположенном в зоне протяженности теплотрассы по адресу: г.Тюмень, ул.Ямская, д.112, над осью трубопровода тепловой сети размещена строительная конструкция - торговый павильон "Настоящая пекарня", принадлежащая на праве собственности ответчику.
Указанное, а именно то, что: торговый павильон, расположенный по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Ямская, д.112 на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64 находится в границах охранной зоны тепловой сети с кадастровым номером 72:23:0208002:4278; контур спорного торгового павильона в исследуемых границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0214004:64 имеет наложения (пересечения) с границами земельного участка с учетным номером 72:23:0214004:64/1 - охранной зоны сооружения "Тепловая сеть" площадью 14 кв.м, подтверждено результатами судебной экспертизы, правомерно оцененной судами в качестве относимого (статья 67 АПК РФ) и допустимого (статья 68 АПК РФ) доказательства.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что: в силу самой организации линейного объекта - теплотрассы, в силу закона вокруг нее создаются охранные зоны; такая охранная зона считается установленной вне зависимости от внесения сведений о ней в государственную информационную систему; в соответствии с действующим законодательством безопасность функционирования тепловых сетей обеспечивается установлением именно охранных зон, а не установлением сервитута; законность установления охранной зоны предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являлась, в установленном порядке не оспорена; расположение спорного объекта с нарушением границ отступа ограничивает возможность проведения организационных и технических мероприятий истцом, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, а также способствует возникновению риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы, что презюмируется и не требует доказывания фактических препятствий или угрозы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным и обоснованным выводам о правомерности заявленных исковых требований об устранении нарушений охранной зоны путем демонтажа/сноса торгового павильона "Настоящая пекарня", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0214004:64, в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Выводы судов соответствуют материалам дела, предоставленным доказательствам, а также применённым нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы кассатора о том, что в период с 2017 года до настоящего времени истцом проводились ремонтные работы без каких-либо ущемлений его прав; истцом не рассматривалась и не оценивалась возможность обслуживания указанного объекта без сноса павильона, доказательств невозможности такого обслуживания в исковом заявлении не представлено, подлежат отклонению судом округа, поскольку размещение спорного объекта в охранной зоне подразумевает под собой в силу специфики регулирующих данные правоотношения норм реальную угрозу нарушения прав истца, связанных с ограничением возможности проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасной и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, а также с возникновением риска угрозы жизни и здоровью людей, повреждению имущества в случае прорыва теплотрассы.
При таких обстоятельствах суды на законном основании удовлетворили исковые требования истца.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-16703/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1-3 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее по тексту - Правила N197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
...
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями, установленными СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
...
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены правила технической эксплуатации (далее - правила N 115).
...
Пунктом 6.1.8 правил N 115 определено, что в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование, посадка деревьев и многолетних кустарников не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружений определяется в соответствии со строительными нормами и правилами."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф04-6430/22 по делу N А70-16703/2021