г. Тюмень |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А81-12623/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" на решение от 04.05.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 05.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-12623/2021 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (629840, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, улица Школьная, дом 18, ИНН 8911010671, ОГРН 1168901054266) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард улица Карла Маркса, дом 11, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) об оспаривании предписаний от 24.09.2021 N 1782-1 и от 10.12.2021 N 2283-3.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональная жилищная компания" (далее - ООО "РЖК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлениями к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, административный орган) об оспаривании предписаний от 24.09.2021 N 1782-1 и от 10.12.2021 N 2283-3.
Определением от 17.02.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа дела, возбужденные на основании указанных заявлений, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединённому делу присвоен номер N А81-12623/2021.
Решением от 04.05.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 05.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемых судебных актов судами не было учтено, что общество осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Высоцкого, дом 22 (далее - МКД), в период с 01.03.2021 по 31.08.2021, в настоящее время управление указанным домом осуществляется товариществом собственников жилья "Микрорайон 7" (далее - товарищество, ТСЖ "Микрорайон 7"); в рассматриваемом случае отсутствовали законные основания для осуществления перерасчета платы, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие ненадлежащее оказание услуг.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "РЖК" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на основании лицензии от 27.10.2016 N 089-000121.
В соответствии с протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 28.12.2020 N 07-20-УК/З, проведенного Администрацией города Ноябрьска, ООО "РЖК" признано победителем такого конкурса
Приказом департамента от 26.02.2021 N 96-рл в реестр лицензий Ямало-Ненецкого автономного округа внесены сведения об осуществлении обществом деятельности по управлению спорным МКД, однако соответствующий договор управления МКД заключен не был.
01.04.2021 собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья путем присоединения к ТСЖ "Микрорайон 7". Приказом департамента от 10.08.2021 N 384-рл с 01.09.2021 сведения об управлении ООО "РЖК" МКД исключены из реестра лицензий, с даты исключения из реестра лицензий полномочия общества по управлению домом прекращены и возникли у ТСЖ "Микрорайон 7".
Таким образом, общество в период с 01.03.2021 по 31.08.2021 осуществляло деятельность по управлению спорным МКД.
В связи с поступлением обращения гражданина (вх. N 89-35-01-09/1427П от 04.08.2021) административным органом на основании приказа от 10.08.2021 N 1616-ОД в отношении общества проведена внеплановая выездная и документарная проверка.
По результатам проверки (акт проверки от 26.08.2021 N 1616) административным органом были выявлены нарушения лицензионных требований, допущенные обществом при осуществлении деятельности по управлению спорным МКД, а именно:
- не восстановлена (по состоянию на 18.08.2021) целостность монтажного узла в сопряжении стеновых панелей будки выхода на кровлю второго подъезда МКД справа от лестницы для подъема на крышу будки: на наружной стороне сопряжения имеются трещины с раскрытием более 10 мм и деформации, характер которых указывает на нарушение связи между конструкциями. При этом каких-либо дополнительных элементов усиления конструкций, препятствующих дальнейшему разрушению не установлено;
- конструкции фундамента многоквартирного дома - ростверка, в угловом отсеке технического подполья второго подъезда, примыкающем к наружным стенам уличного фасада и фасада правого торца, также в смежном отсеке, а кроме того опирающихся на указанные конструкции панели имеют механические повреждения (вырезанные участки), в том числе с повреждением (перерубанием) арматуры. При этом заключение специализированной организации (экспертное заключение) о работоспособности указанных конструкций и о необходимости принятия мер по восстановлению эксплуатационных свойств не получено;
- акт весеннего осмотра от 04.05.2021 не содержит описания выявленных дефектов в объеме, позволяющем принять решение о необходимости выполнения работ по ремонту общего имущества, содержит неверные сведения об элементах общего имущества (указание на металлический зонт вентиляционной шахты при наличии железобетонного, сведения о наличии колонн и столбов в конструкциях фундамента многоквартирного дома при их отсутствии, об отсутствии приямков при их наличии, об отсутствии чердачного помещения, чердачных перекрытий при их наличии и т.д.). Сведения о состоянии отдельных элементов общего имущества (фундамента, наружных стен, фасада, дверных и оконных заполнений, перекрытий, иных элементов) оценивается в качестве удовлетворительного, что не позволяет сделать вывод о наличии либо об отсутствии недостатков такого имущества, об объемах имеющихся недостатков, принять решение о необходимости ремонта такого имущества;
- не устранены нарушения в работе системы канализации МКД в техническом подполье 1 и 2 подъездов: отсутствие заглушек на ревизиях, повреждения трубопроводов системы водоотведения, течь. При этом объем повреждений указывает на давний характер возникновения;
- не устранены нарушения во внутридомовой системе электроснабжения технического подполья многоквартирного дома, в том числе освещения: часть системы освещения техподполья, чердачного помещения не функционирует, светильники неисправны, на отдельных распределительных коробках отсутствуют крышки;
- в техническом подполье многоквартирного дома находится значительное количество бытового и строительного мусора. В местах протечки канализации замечены летающие насекомые. Документов, подтверждающих выполнение работ по уборке техподполья от мусора, по дезинсекции в рамках проверки не представлено;
- в чердачном помещении многоквартирного дома находится значительное количество бытового и строительного мусора. Документов, подтверждающих выполнение работ по уборке чердачного помещения от мусора, в рамках проверки не представлено;
- на кровле многоквартирного дома находится значительное количество бытового и строительного мусора. Документов, подтверждающих выполнение работ по уборке кровли от мусора, в рамках проверки не представлено;
- кровельное покрытие многоквартирного дома повреждено, местами наблюдаются вздутия, по периметру крыши кровельное покрытие в местах примыкания к парапетным панелям в значительной степени отслоилось. На будке выхода на кровлю второго подъезда отсутствует участок парапетной плиты. В правой части чердачного помещения (помещения направо от выхода с лестничного марша) второго подъезда имеется течь с кровли в стыке плит покрытия. Железобетонный зонт, установленный над вентиляционной шахтой второго подъезда, поврежден, имеется сквозное отверстие порядка 15 см;
- на трубопроводах тепловодоснабжения местами отсутствует или повреждена теплоизоляция. При этом значительный объем повреждений указывает на давний характер возникновения;
- в узле учета в техподполье второго подъезда многоквартирного дома на манометре, установленном на системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, разбито стекло, на отводе на циркуляционный насос отсутствует ручка запорной арматуры;
- замок на дужке двери выхода из помещения второго подъезда на кровлю поврежден: распилена дужка навесного замка. Дверь не обеспечивает плотный притвор;
- на наружной стороне сопряжения стеновых железобетонных панелей будки выхода на кровлю второго подъезда имеются трещины с раскрытием более 10 мм и деформации, характер которых указывает на нарушение связи между конструкциями. При этом заключение специализированной организации (экспертное заключение) о работоспособности указанных конструкций и о необходимости принятия мер по восстановлению эксплуатационных свойств не получено;
- дверь выхода в чердачное помещение многоквартирного дома второго подъезда повреждена, имеет непрочное крепление петлей;
- не устранены повреждения металлического ограждения, установленного на земельном участке многоквартирного дома возле второго подъезда.
Предписаниями от 20.08.2021 N 1616-1 и от 26.08.2021 N 1616-2 на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
На основании коллективного обращения собственников помещений в МКД (вх. N 89-35-01-09/1547П от 27.08.2021) департамент приказом от 08.09.2021 N 1782-ОД назначил проведение внеплановой документарной проверки.
По результатам проведенной на основании указанного приказа проверки административным органом было установлено, что обществом надлежащим образом не исполнялись обязанности по содержанию общего имущества МКД (проверкой, проведенной на основании приказа от 10.08.2021 N 1616-ОД, выявлены нарушения лицензионных требований при управлении МКД, что подтверждается актом проверки от 26.08.2021 N 1616, аварийными заявками, коллективным обращением; в период осуществления деятельности по управлению спорным МКД обществом были оказаны только услуги по содержанию внутридомовых инженерных сетей за период с 01.03.2021 по 05.03.2021, аварийно-диспетчерскому обслуживанию за период с 01.03.2021 по 05.03.2021, а также работы (услуги) по уборке мест общего пользования в период с 01.03.2021 по 01.08.2021), однако в нарушение требований пункта 6 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила изменения размера платы), снижение платы (перерасчет) за содержание жилого помещения осуществлено не было.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 24.09.2021 N 1782-1, которым на общество возложена обязанность в срок до 30.10.2021 выполнить перерасчет (уменьшение) платы за содержание жилого помещения, начисленной собственникам и пользователям помещении в МКД в период с 01.03.2021 по 31.08.2021, исключив соответствующие начисления (за услуги, в отношении которых отсутствуют доказательства их оказания).
Неисполнение предписания от 24.09.2021 N 1782-1 в установленных срок послужило основанием для выдачи предписания от 10.12.2021 N 2283-3, которым на общество повторно возложена обязанность выполнить перерасчет (уменьшение) платы за содержание жилого помещения, начисленной собственникам и пользователям помещении в МКД.
Возражая против указанных предписаний, ООО "РЖК" обратилось в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у департамента правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний и их соответствии требованиям действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются требования, предусмотренные частью 3.1 статьи 45, частью 2.3 статьи 161, частями 2, 7 статьи 162, частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
На основании пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В частях 1, 7, 10 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами изменения размера платы установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В пункте 6 Правил изменения размера платы предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 10 Правил изменения размера платы в случаях, указанных в пункте 6 названных Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности обществом того, что в спорный период им в интересах собственников помещений в МКД производились работы в необходимых объемах, а также осуществлялись мероприятия по содержанию общего имущества (по результатам проверки, проведенной в соответствии с приказом департамента от 10.08.2021 N 1616-од, выявлены факты ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе ненадлежащий осмотр общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не устранение нарушений технического состояния такого имущества; документы, в которых были бы отражены сведения, подтверждающие вид, объем, периодичность, сметную стоимость, цену оказанных услуг, а также сведения об оказании услуги (выполнении работы) в полном объеме и с надлежащим качеством в установленные сроки, обществом департаменту не представлены и товариществу не переданы).
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку обществом не оказывались услуги по договору управления в части ремонта и содержания общего имущества спорного МКД, то выставление платы за не оказанные услуги в спорный период является неправомерным.
Принимая во внимание, что общество снижение платы за содержание жилого помещения (перерасчет) за период невыполнения работ, оказания услуг по управлению многоквартирным домом работ (ненадлежащего выполнения работ, оказания услуг) не произвело, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у департамента правовых оснований для выдачи оспариваемых предписаний.
Позиция подателя кассационной жалобы о неисполнимости предписаний со ссылкой на то, что в настоящее время управление спорным МКД осуществляет товарищество, была предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получила надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонена, поскольку не свидетельствует о наличии нарушений при выдаче предписания.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.05.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 05.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-12623/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В частях 1, 7, 10 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
В пункте 6 Правил изменения размера платы предусмотрено, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 10 Правил изменения размера платы в случаях, указанных в пункте 6 названных Правил, размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2022 г. N Ф04-6165/22 по делу N А81-12623/2021