г. Тюмень |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А67-11497/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шабановой Г.А. рассмотрел кассационную жалобу Департамента тарифного регулирования Томской области на решение от 27.06.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 07.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Иванов О.А.) по делу N А67-11497/2021 по заявлению акционерного общества "ТомскРТС" (634050, Томская область, город Томск, переулок Нахановича, дом 4А, ИНН 7017351521, ОГРН 1145543013880) к Департаменту тарифного регулирования Томской области (634041, Томская область, город Томск, проспект Кирова, дом 41, ИНН 7017231993, ОГРН 1097017001487) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другое лицо, участвующее в деле, - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (634057, Томская область, город Томск, проспект Мира, дом 26, ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739).
Суд установил:
акционерное общество "ТомскРТС" (далее - АО "ТомскРТС", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента тарифного регулирования Томской области (далее - департамент, административный орган) от 21.12.2021 N 53-02-1474 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - управление).
Решением от 27.06.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения; судами неправильно применены положения пункта 2 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не учтено, что недополученная обществом в связи с недопотреблением управлением тепловой энергии выручка подлежит компенсации в рамках процесса тарифного регулирования.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ТомскРТС" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ послужил выявленный департаментом факт несоблюдения АО "ТомскРТС" предусмотренного действующим законодательством порядка ценообразования (предъявление управлению платы за условно-постоянные расходы ввиду потребления им тепловой энергии в меньшем количестве, чем обусловлено договором).
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Исходя из положений части 6 статьи 210 АПК РФ, статей 26.1, 26.2 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, выясняет наличие доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события, состава административного правонарушения.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 указанного Закона, и осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
На основании подпункта 13 пункта 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением губернатора Томской области от 31.10.2012 N 145, департамент устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1). Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве (пункт 2).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В силу пунктов 10.1, 22.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму нескольких слагаемых, в том числе условно-постоянные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов: топливо; покупная электрическая энергия; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; амортизация основных средств; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе расходы, связанные с осуществлением коммерческого учета электроэнергии, расходы на оплату услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
С учетом изложенного и принимая во внимание правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2010 N 17072/08, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что при потреблении абонентом тепловой энергии в объеме меньшем, чем предусмотрено договором, энергоснабжающая организация несет условно-постоянные расходы, связанные с производством тепловой энергии, оставшейся впоследствии невостребованной и неоплаченной абонентом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что 08.02.2019 между АО "ТомскРТС" (энергоснабжающая организация) и управлением (абонент) заключен контракт энергоснабжения N 4463, в котором стороны согласовали количество потребляемой ответчиком тепловой энергии, периоды ее поставки и предусмотрели возможность фактического потребления абонентом тепловой энергии ниже договорного объема при условии возмещения им расходов, связанных с обеспечением подачи тепловой энергии не в обусловленном договором количестве; определен порядок расчета таких расходов (пункты 2.1.1 и 3.1.14 контракта); управлением не оспаривается, что здание по адресу: город Томск, проспект Мира, 26, в спорном периоде было подключено к системе теплопотребления позже начала отопительного сезона; приказом департамента от 27.12.2018 N 1-414/9(711) установлены тарифы АО "ТомскРТС" на тепловую энергию для потребителей города Томска на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1 630,89 руб.; в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 расчет размера условно-постоянных расходов произведен по данным сметы, утвержденной департаментом; во исполнение пункта 3.1.14 контракта АО "ТомскРТС" предъявило к оплате управлению счета на оплату за периоды: с 24.09.2019 по 30.09.2019 в количестве 30,40209 Гкал по тарифу 893,14 руб. на общую сумму 27 153,32 руб., с 01.10.2019 по 01.10.2019 в количестве 1,29973 Гкал по тарифу 893,14 руб. на общую сумму 1 160,84 руб.; отличие примененной ставки условно-постоянных расходов от ставки, установленной пунктом 3.1.14 контракта, обусловлено изменением сметы расходов АО "ТомскРТС", утвержденной департаментом.
Вопреки позиции департамента условно-постоянные расходы энергоснабжающей организации являются договорной величиной, не подлежащей государственному регулированию.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное АО "ТомскРТС" требование, признав незаконным и отменив оспариваемое им постановление.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 07.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-11497/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 10.1, 22.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму нескольких слагаемых, в том числе условно-постоянные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов: топливо; покупная электрическая энергия; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; амортизация основных средств; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе расходы, связанные с осуществлением коммерческого учета электроэнергии, расходы на оплату услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
С учетом изложенного и принимая во внимание правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2010 N 17072/08, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что при потреблении абонентом тепловой энергии в объеме меньшем, чем предусмотрено договором, энергоснабжающая организация несет условно-постоянные расходы, связанные с производством тепловой энергии, оставшейся впоследствии невостребованной и неоплаченной абонентом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф04-7130/22 по делу N А67-11497/2021