г. Тюмень |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А45-4097/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Автономной некоммерческой организации Культурно-творческий центр "Фестиваль Мастера Руси" на решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-4097/2022 по исковому заявлению Министерства региональной политики Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, дом 18, ОГРН 1135476096865, ИНН 5406749953) к Автономной некоммерческой организации Культурно-творческий центр "Фестиваль Мастера Руси" (630105, г. Новосибирск, Красный пр-т, дом 92, кв. 52, ИНН 5404525034, ОГРН 1145476143471) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
Министерство региональной политики Новосибирской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Автономной некоммерческой организации Культурно-творческий центр "Фестиваль Мастера Руси" (далее - ответчик, организация) о взыскании денежных средств в размере 296 758 руб.
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе организация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Министерство возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством и организацией заключено соглашение (договор) о предоставлении гранта в форме субсидии из областного бюджета Новосибирской области от 27.07.2020 N 29 (далее - Соглашение). Размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с Соглашением составил 298 000 руб.
Средства гранта в сумме 298 000 руб. зачислены на счет ответчика по платежному поручению от 28.07.2020 N 814.
По результатам проверки отчета о результатах реализации социального значимого проекта, представленного организацией, Министерством установлено, что цель проекта не достигнута, качественные и количественные результаты, установленные календарным планом реализации проекта, не соответствуют фактически достигнутым.
04.05.2021 Министерством в адрес организации направлено требование о возврате денежных средств.
Поскольку требование о возврате средств гранта ответчиком не было выполнено в добровольном порядке (за исключением суммы 1 242 руб.), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришли к выводу о ненадлежащем исполнении организацией условий Соглашения и о наличии оснований для взыскания с нее средств гранта в размере 296 758 руб.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.12.2018 N 570-п установлен Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области" (далее - Порядок).
Названный порядок определяет цели, условия, процедуру определения объема и предоставления из областного бюджета Новосибирской области субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию программ в рамках мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области" государственной программы Новосибирской области "Развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области".
Согласно пункту 4 Порядка к категории получателей грантов относятся социально ориентированные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Новосибирской области и осуществляющие уставную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Законом Новосибирской области от 07.11.2011 N 139-ОЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области" и подавшие заявку для участия в конкурсе.
При предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, в том числе включаемым в соглашение (договор) и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, является согласие соответственно организации и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению (договору), на осуществление министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат организации, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных Порядком (пункт 21 Порядка).
Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что Министерство, как главный распорядитель и получатель бюджетных средств, и уполномоченный орган государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения организацией условий, целей и порядка их предоставления.
В случае нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и уполномоченным органом государственного финансового контроля, министерство в течение 30 дней со дня установления указанного факта направляет получателю субсидии письменное уведомление о возврате субсидии в областной бюджет Новосибирской области (пункт 31 Порядка).
В соответствии с пунктом 32 Порядка организация обязана в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления от министерства перечислить всю сумму денежных средств, полученных в виде субсидии, в областной бюджет. В случае если организация добровольно не возвратила средства субсидии, взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление гранта в рассматриваемом случае производилось на основании Соглашения, заключенного в соответствии с Порядком.
Судами установлено, что по условиям заключенного Соглашения Министерство предоставляет организации в 2020 году грант в форме субсидии на реализацию социально значимого проекта "Межрегиональный онлайн-фестиваль народной культуры Мастера Руси - 2020" в целях популяризации деятельности мастеров в сфере народной культуры посредством проведения онлайн мероприятий.
По условиям Соглашения получатель субсидии обязуется, в том числе:
1) обеспечить достижение целей проекта в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Соглашения (пункт 4.3.2);
2) обеспечить выполнение работ, определенных календарным планом реализации проекта в соответствии с приложением N 2 к Соглашению в полном объеме и в установленные сроки (пункт 4.3.5);
3) предоставлять в Министерство:
- финансовый отчет об использовании гранта из областного бюджета Новосибирской области по установленной Соглашением форме, не позднее 10 рабочего дня после окончания срока платежа по всем статьям расходов, указанных в смете расходов на реализацию проекта (пункт 4.3.6.1);
- отчет о результатах реализации проекта по форме, установленной Соглашением, не позднее 10 рабочего дня, после окончания срока выполнения всех работ, указанных в календарном плане реализации проекта (пункт 4.3.6.2).
К отчету о результатах реализации проекта должны быть приложены фото, видео, аудио и другие документы, позволяющие сделать вывод о достижении запланированного результата проекта (Приложение N 4 к Соглашению).
В случае установления Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Порядком и (или) настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с Порядком и (или) настоящим Соглашением, недостоверных сведений, Министерство обязано направлять получателю требование об обеспечении возврата гранта в областной бюджет Новосибирской области в размере и в сроки, установленные в указанном требовании (пункт 4.1.4 Соглашения).
Как следует из материалов дела, для реализации целей и задач программы, установленных в заявке организации, между истцом и ответчиком утвержден календарный план выполнения программы (приложение N 2 к Соглашению), в соответствии с которым ответчик должен выполнить установленные планом мероприятия в определенные сроки и отчитаться об их выполнении. В частности, календарным планом предусмотрено:
- регистрация и приглашение мастеров, артистов и ведущих районов Новосибирской области и Сибири для трансляции на фестивале в количестве более 100 человек (пункт 1);
- разработка платформы для онлайн-трансляций выступлений артистов и мастеров, участие более 30 человек в тестировании платформы (пункт 3);
- направление писем спонсорам в количестве 100 штук (пункт 5);
- привлечение для продвижения проекта более 25 волонтеров, получение более 1 000 лайков и перепостов (пункт 7);
- проведение творческих конкурсов, участниками которых стали более 150 человек (пункт 8);
- проведение фестиваля в онлайн формате, который должны посмотреть более 10 000 зрителей (пункт 9).
В ходе проведения проверки Министерство пришло к выводам о том, что организацией не достигнуты цели проекта и не решены задачи проекта, на исполнение которых предоставлялся грант, поскольку в полной мере не подтверждено выполнение всех мероприятий, предусмотренных календарным планом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения, а равно достижение ожидаемых результатов (количественных и качественных показателей).
Суды, признавая обоснованными выводы Министерства о недостижении количественного показателя - более 100 участников для трансляции на фестивале, предусмотренного пунктом 1 календарного плана, учли, что указанное ответчиком в отчете количество участников (500 человек) не совпадает с количеством, указанном на сайте МастераРуси.РФ (на момент проведения проверки); список всех участников (мастеров, артистов, ведущих) организацией не представлен, сканы из базы сайтов не являются доказательством привлечения более 500 человек, поскольку по данным документам идентифицировать участников, дату их регистрации не представляется возможным, кроме того, сайт МастераРуси.РФ был создан до начала реализации проекта и уже предполагал регистрацию пользователей.
В подтверждении исполнения пункта 3 календарного плана "Разработка платформы для онлайн-трансляций выступлений артистов и мастеров" организацией представлен договор подряда от 01.08.2020, заключенный между МПК "ЖИВА" в лице председателя Совета Рогалева Н.Х. и организацией в лице директора Токарева И.С.
Вместе с тем по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств суды установили обстоятельства, которые свидетельствует о формальном заключении названного договора с целью предоставления отчета по использованию предоставленного гранта, неэффективном и нецелевом расходовании средств областного бюджета Новосибирской области, а именно:
- стороны договора являются взаимозависимыми лицами (согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц председателем правления МПК "ЖИВА" с 2015 является Токарев И.С.), оплата по договору происходила как уплата паевого взноса, что не может подтверждать фактическую оплату по договору, следовательно, и исполнение указанного мероприятия календарного плана;
- доказательства несения расходов на оплату услуг по разработке онлайн-платформы (сайта) в материалах дела отсутствуют; к представленному организацией письму об изменении назначения платежа суды отнеслись критически с учетом установленной взаимозависимости указанных организаций;
- из направленного организацией в адрес Министерства отчета о результатах реализации проекта следует, что платформа сайта МастераРуси.РФ оказалась не востребована среди участников фестиваля и не была использована для достижения целей проекта, что повлекло перевод площадки ярмарки на другую созданную ранее платформу pojiva.ru.
Доводы ответчика о том, что проведение онлайн-мероприятий, мастер-классов, вебинаров не предполагалось по условиям Соглашения, ошибочное наименование платежа "паевые взносы" исправлено, в ходе прокурорской проверки не выявлено нарушений при проведении организацией социально значимых проектов, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки данных доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Соглашаясь с доводами Министерства о невыполнении мероприятий в части пунктов 5, 7, 8, 9 календарного плана, неподтверждении эффективности расходования областных средств, суды исходили из следующего:
- документы, подтверждающие направление писем спонсорам в количестве 100 штук, в материалах дела отсутствуют; из отчета и представленных документов не следует, что спонсоры фактически были привлечены к реализации проекта; представленные ответчиком чеки и фотографии не позволяют установить содержание писем, адресатов, а также количество направленных писем;
- в соответствии с календарным планом предусмотрено привлечение для продвижения проекта более 25 волонтеров, получение более 1 000 лайков и перепостов (пункт 7), вместе с тем согласно отчету и представленным договорам на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) в качестве волонтеров привлекалось только 3 человека; количественный результат по полученным лайкам в установленный Соглашением срок (август-сентябрь 2020 года) также не был достигнут;
то обстоятельство, что в настоящее время имеется достаточное количество лайков, не принято судами во внимание, так как количество было достигнуто уже за пределами реализации проекта;
- в пункте 8 календарного плана указано на проведение творческих конкурсов, участниками которых стали более 150 человек, однако доказательства (фото, видео, списки участников, условия участия в конкурсах), подтверждающие участие в проведении творческих конкурсов заявленного количества человек, отсутствуют; в отчете, предоставленном ответчиком по итогам реализации проекта в декабре 2020 года, количественный показатель равен 99;
- согласно пункту 9 календарного плана предусмотрено проведение фестиваля в онлайн формате, который должны посмотреть более 10 000 зрителей, между тем при осмотре сайта МастераРуси.РФ фактически установлено отсутствие проведенного онлайн-фестиваля, онлайн мастер-классов и вебинаров с мастерами - участниками фестиваля; вместо онлайн трансляции фестиваля ответчик размещал на платформе ссылки на видеоролики участников и видеоролик Сибирского фольклорного фестиваля, проходящего вне рамок реализации проекта, что не предусмотрено условиями Соглашения;
- ссылки ответчика на невозможность размещения видеороликов и проведения онлайн-фестиваля в период действующих ограничений по противодействию распространения короновирусной инфекции, отклонены судами, поскольку проведение мероприятий в режиме онлайн-трансляции не было запрещено, проведение съемок и онлайн - выступлений было возможно при соблюдении минимальных ограничений, установленных главным санитарным врачом региона.
Кроме того, суды, проанализировав итоговый финансовый отчет, первичные документы, представленные в подтверждение несения соответствующих расходов, принимая во внимание, что доказательства несения расходов на разработку платформы отсутствуют, приобретенные за счет средств гранта видеокамера и объектив не были использованы при реализации мероприятий календарного плана проекта, факт отгрузки (передачи) графического планшета с набором запасных наконечников документально не подтвержден (не представлена товарная накладная), поддержали выводы истца о нецелевом использовании денежных средств, предусмотренных сметой расходов.
Принимая судебные акты, суды также учли, что в ходе электронной переписки об устранении нарушений по исполнению условий Соглашения ответчик подтвердил, что цели проекта не были достигнуты, в том числе количественные (непривлечение запланированного количества участников и зрителей) и качественные (не все запланированные мероприятия были проведены в полном объеме и в установленные сроки) показатели.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что организацией не соблюдены условия, цели и порядок, установленные при предоставлении субсидии, учитывая, что доказательств возврата денежных средств, использованных не по целевому назначению, организацией в материалы дела не представлено, пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного Министерством требования о возврате субсидии в размере 296 758 руб.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Несогласие организации с выраженной судами первой и апелляционной инстанций оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы организации об использовании полученных в качестве субсидии денежных средств по целевому назначению, о соблюдении ею условий предоставления гранта были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены судами как противоречащие материалам дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика объективной возможности для соблюдения условий Соглашения и Порядка, а также доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком всех необходимых мер, направленных на их соблюдение, в материалах дела не имеется.
Отклоняя доводы подателя жалобы о том, что количественные и качественные показатели не были им достигнуты по независящим от него обстоятельствам - заболеванием представителя ответчика Covid-19 и смертью пайщика, от которого зависело дополнительное финансирование проекта, суды отметили, что болезнь представителя ответчика не могла повлиять на реализацию проекта в полном объеме, поскольку из представленной выписки из медицинской карты амбулаторного больного следует, что ответчик обратился за помощью 29.12.2020, однако реализация всех мероприятий должна быть завершена до 01.12.2020.
Ссылка организации на то, что средства субсидии были предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе, применительно к обстоятельствам настоящего дела не может быть признана правомерной, как не исключающая возврата средств, израсходованных не в соответствии с условиями Соглашения и Порядка.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию организации по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых решения и постановления судов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-4097/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.