г. Тюмень |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А70-8299/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Севастьяновой М.А.-
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Власова В.Ф.) и постановление от 22.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8299/2022 по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38, ОГРН 1027200811483, ИНН 7202028202) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625003, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) об обязании принять имущество в казну.
В судебном заседании принял участие председатель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" - Пирогов Владислав Юрьевич по доверенности от 30.04.2022 (сроком действия по 29.04.2023).
Суд установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (далее - ФГБОУ ВО "ТИУ", университет, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества, управление, ответчик) об обязании изъять из оперативного управления ФГБОУ ВО "ТИУ" и принять в казну Российской Федерации следующие объекты недвижимого имущества федеральной собственности:
- учебный корпус, назначение: нежилое, площадь 1 804,5 кв.м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:680, расположенный по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55;
- общежитие, назначение: нежилое, площадь 1 373,1 кв.м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:681, расположенное по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 1;
- общежитие, назначение: жилое, площадь 1 303,9 кв.м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:682, расположенное по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 2;
- столовая, назначение: нежилое, площадь 289,6 кв.м, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:683, расположенная по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 3;
- учебный корпус практических занятий, назначение: нежилое, площадь 870,9 кв.м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:685, расположенный по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 4;
- наружные сети теплоснабжения, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 349 м, с кадастровым номером 72:26:0306001:3551, расположенные по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55,
а также об обязании МТУ Росимущества изъять из постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "ТИУ" и принять в казну Российской Федерации следующие земельные участки, находящиеся в федеральной собственности:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под жилые строения (общежития), площадь 23 570 +/- 54 кв.м, кадастровый номер 72:26:0306001:1175, расположенный по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для учебно-производственных целей, площадь 36 547 +/- 67 кв.м, кадастровый номер 72:26:0306001:1176, расположенный по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55.
Решением от 14.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МТУ Росимущества обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления ФГБОУ ВО "ТИУ" в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы МТУ Росимущества указывает на то, что управление в своей деятельности руководствуется положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) и положением о МТУ Росимущества, утвержденным приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 466); судами не учтено, что администрация города Ялуторовска Тюменской области выразила согласие с принятием объектов в муниципальную собственность; имущество находится в ненадлежащем состоянии и подлежит списанию; федеральным бюджетом не заложены средства для содержания спорных объектов.
В своем отзыве ФГБОУ ВО "ТИУ" выразило несогласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе, настаивало на законности и обоснованности принятых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал свою процессуальную позицию по делу.
Учитывая надлежащее извещение МТУ Росимущества о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся земельные участки с кадастровыми номерами 72:26:0306001:1175, 72:26:0306001:1176, расположенные по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д.55, а также общежитие, назначение: нежилое, площадь 1 373,1 кв.м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:681, расположенное по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 1; общежитие, назначение: жилое, площадь 1 303,9 кв.м, количество этажей: 3, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:682, расположенное по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 2; столовая, назначение: нежилое, площадь 289,6 кв.м, количество этажей: 1, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:683, расположенная по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 3; учебный корпус практических занятий, назначение: нежилое, площадь 870,9 кв.м, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, кадастровый номер 72:26:0306002:685, расположенный по адресу: Тюменская область, город Ялуторовск, ул. Бахтиярова, д. 55, корп. 4.
Указанные объекты недвижимости предоставлены истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления.
В последующем университетом принято решение об отказе от вещных прав на указанные объекты и передаче их в казну Российской Федерации, которое согласовано с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (письмо от 25.01.2022 N МН-21/171-АГ "О даче согласия на прекращение права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества").
Реализуя свое право на отказ от вещных прав, письмом от 03.02.2022 N 05-1900-04-02-20 "О принятии неиспользуемых объектов федерального недвижимого имущества в казну РФ", истец обратился к ответчику с приложением соответствующего комплекта документов с целью издания распорядительного акта и принятия в казну Российской Федерации вышеперечисленных объектов недвижимого имущества.
В ответ письмом от 08.02.2022 N 72-АМ-03/1376, сославшись на то, что территориальный орган производит изъятие неиспользуемого имущества в казну Российской Федерации исключительно по поручению Центрального аппарата Росимущества, ответчик сообщил о необходимости предварительного направления пакета документов в указанный орган для принятия соответствующего решения.
Письмом от 01.03.2022 N 05-1900-04-02-41 истец повторно обратился к ответчику с письмом о принятии неиспользуемых объектов федерального недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимости не используются истцом по назначению, а также указывая на бездействие ответчика в отношении принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 209, 216, 235, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями приказа N 278, Положением N 432, Положением N 466, толкованием правовых норм, изложенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637 по делу N А13-2776/2017, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления и передачу его по причине неиспользования ответчику, учитывая, что полномочия ответчика предполагают возможность принятия в казну имущества, неиспользуемого истцом, в том числе при отсутствии согласия собственника имущества, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и примененным нормам права.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ предусмотрено право собственника имущества изъять, в частности не используемое по назначению имущество, закрепленное за учреждением.
Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращается по основаниям и в порядке для прекращения права собственности (статья 235 ГК РФ), а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом по правилам статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
На основании приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 21 к приказу ТУ Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Поскольку спорное имущество находится на территории Тюменской области, контроль за его управлением, распоряжением, использованием по назначению как за федеральной собственностью осуществляется непосредственно МТУ Росимущества.
Таким образом, МТУ Росимущества обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления, на котором данное имущество закреплено за истцом. Поручение Росимущества в данном случае не требуется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, спорные объекты недвижимого имущества не используется истцом для осуществления его деятельности, истец обращался к ответчику с письмами, в которых выражал волю на отказ от прав на неиспользуемое им по назначению имущество. Отказ от права оперативного управления согласован с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности истца, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанные выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, в целом согласуются с аналогичной правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылка ответчика на нахождение объекта в аварийном состоянии является несостоятельной.
Абзацем 2 статьи 236 ГК РФ предусмотрено, что отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В данном случае, при наличии на то правовых оснований возврат имущества в казну Российской Федерации не изменяет финансовых обязательств Российской Федерации по содержанию спорного объекта и не исключает возможности проведения капитального ремонта здания истцом, как и обязанности по финансированию указанного капитального ремонта за счет средств федерального бюджета, при том условии, что сторона является распорядителем средств федерального бюджета.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций приняты законные и обоснованные судебные акты.
Доводы подателя жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не разрешается, поскольку ФГБОУ ВО "ТИУ" при подаче жалобы не оплачивало государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8299/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
...
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности истца, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанные выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, в целом согласуются с аналогичной правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
...
Абзацем 2 статьи 236 ГК РФ предусмотрено, что отказ от права собственности не влечет прекращение прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2022 г. N Ф04-6939/22 по делу N А70-8299/2022