г. Тюмень |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А27-25875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" на решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А27-25875/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" (650099, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании незаконными постановления от 23.11.2021 и представления от 23.11.2021.
Иные лица, участвующие в деле: садоводческое некоммерческое товарищество "Кузедеевское" (654066, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Октябрьский, дом 59, квартира 25, ИНН 4218006625, ОГРН 1094218000414), Жеглова Татьяна Геннадьевна, Лидер Евгений Викторович, Лидер Наталья Юрьевна, Ким Ирина Владимировна, Вострикова Наталья Александровна, Корчуганов Сергей Анатольевич, Жданова Надежда Ивановна, Ахапкин Алексей Анатольевич, Романов Константин Викторович, Молева Ольга Петровна, Цыбина Любовь Николаевна, Загорская Наталья Степановна
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сапрыкина А.А.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС" - Михеева А.Е. по доверенности от 30.03.2022.
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Чернышова К.Д. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго - РЭС" (далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными постановления от 23.11.2021 по делу N 042/04/9.21-587/2021 и представления от 23.11.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены садоводческое некоммерческое товарищество "Кузедеевское" (далее - СНТ "Кузедеевское"), Жеглова Т.Г., Лидер Е.В., Лидер Н.Ю., Ким И.В., Вострикова Н.А., Корчуганова С.А., Жданова Н.И., Ахапкина А.А., Романов К.В., Молева О.П., Цыбина Л.Н., Загорская Н.С. (далее - третьи лица).
Решением от 18.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку у ПАО "Россети Сибирь" отсутствовала обязанность по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям членам СНТ "Кузедеевское"; проект договора по заявке СНТ "Кузедеевское" был направлен своевременно путем размещения его в "личном кабинете"; счет на оплату не подлежал направлению в адрес СНТ "Кузедеевское" по почте; точки присоединения определены обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства; выданное обществу представление не содержит указания на конкретные причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, СНТ "Кузедеевское", действуя в интересах состоящих в товариществе третьих лиц, направило в общество заявку на технологическое присоединение садовых участков, расположенных по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Кузедеево, СНТ "Кузедеевское".
На основании вышеуказанной заявки ПАО "Россети Сибирь" направило в адрес СНТ "Кузедеевское" проект договора N 20.4200.2709.20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также Технические условия N 8000426404, которыми были определены 14 точек технологического присоединения (для 14 энергопринимающих устройств, указанных в заявке СНТ "Кузедеевское").
Не согласившись с действиями общества, третьи лица обратились в антимонопольный орган с жалобами, на основании которых управление определением от 12.04.2021 возбудило в отношении ПАО "Россети Сибирь" дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования.
По результатам проведенного административного расследования управлением было установлено, что в нарушение требований законодательства проекты договоров об осуществлении технологического присоединения и счета для внесения платы за присоединение в адрес третьих лиц направлены не были, точки присоединения энергопринимающих устройств расположены на расстоянии более 15 метров от границ земельных участков третьих лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ПАО "Россети Сибирь" протокола об административном правонарушении от 30.07.2021, вынесения постановления от 23.11.2021 по делу N 042/04/9.21-587/2021, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 750 000 руб., а также для выдачи представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись постановлением и представлением антимонопольного органа, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, соответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий определены в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Пунктом 8 (5) Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, действовавшей в период спорных правоотношений) определено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, данным в письме от 03.07.2020 N ИА/56450/20 применительно к указанной норме, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Как следует из материалов дела, СНТ "Кузедеевское", обращаясь в общество с заявкой, указывало на необходимость осуществления технологического присоединение в отношении энергопринимающих устройств 14 дачных домов, принадлежащих третьим лицам.
Таким образом, вопреки доводам подателя кассационной жалобы, действующее на момент поступления заявки СНТ "Кузедеевское" законодательство предусматривало, что по результатам ее рассмотрения договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств подлежали заключению с третьими лицами.
Абзацем третьим пункта 15 Правил N 861 определено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, включая сетевые организации, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.
Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.
Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в случае отсутствия у заявителя личного кабинета заявителя сетевая организация обязана его зарегистрировать и сообщить заявителю порядок доступа к личному кабинету заявителя, включая получение первоначального доступа к личному кабинету, регистрацию и авторизацию потребителя, определяемый в соответствии с едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение вышеуказанных требований проекты договора об осуществлении технологического присоединения, а также счета для внесения платы за технологическое присоединение в адрес третьих лиц направлены не были; в технических условиях, направленных в адрес СНТ "Кузедеевское" точки присоединения установлены на расстоянии превышающем 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты третьих лиц.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на своевременное выполнение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьих лиц, и учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 06.11.2019 по делу N 042/04/9.21-1470/2019, вступило в законную силу 27.08.2020, штраф оплачен 15.09.2021), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод подателя кассационной жалобы о незаконности оспариваемого представления со ссылкой на отсутствие в нем указания на конкретные причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, отклоняется судом округа в силу следующего.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что представление, вносимое в соответствии с указанной нормой права, связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление направлено на предупреждение совершения подобных административных правонарушений.
При этом конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта.
Судами установлено, что из оспариваемое представление содержит указание на причины и условия, способствовавшие совершению вменяемого правонарушения, а действия, которые необходимо совершить общество для устранения причин и условий нарушения требований Правил N 861, не противоречат требованиям законодательства.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требования о признании незаконными оспариваемых постановления и представления антимонопольного органа.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных нижестоящим судами на основании представленных в дело доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-25875/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что представление, вносимое в соответствии с указанной нормой права, связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пунктом 7 статьи 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2022 г. N Ф04-6199/22 по делу N А27-25875/2021