город Тюмень |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А75-4572/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Крюковой Л.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спика" на решение от 24.05.2022 (резолютивная часть от 16.05.2022) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Яшукова Н.Ю.) и постановление от 22.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Солодкевич Ю.М.) по делу N А75-4572/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" (628609, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Маршала Жукова, дом 53, ОГРН 1173668024848, ИНН 3661078386) к обществу с ограниченной ответственностью "Спика" (628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом 98, ОГРН 1158603001985, ИНН 8603214769) о взыскании задолженности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижневартовские коммунальные системы" (далее - компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спика" (далее - общество, ответчик) о взыскании 325 654,18 руб. задолженности по единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 22.05.2014 N 211/2014 (далее - договор) за период с сентября по октябрь 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 24.05.2022 (резолютивная часть от 16.05.2022) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Дополнительным решением от 06.06.2022 (резолютивная часть) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с обществ в пользу компании взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 513 руб.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на допущенное судами нарушение норм материального права, поскольку при принятии судебных актов не учтено, что в поданной обществом декларации о составе и свойствах сточных вод на 2021 год (далее - декларация), принятой истцом для контроля 30.10.2020, имеются ошибки: фактическая концентрация загрязняющих веществ указана ответчиком на основании приложения N 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), однако постановлением администрации города Нижневартовска от 02.07.2020 N 575 (далее - Постановление N 575) значения таких загрязняющих веществ установлены в меньшем размере; к поданной декларации не приложена схема внутриплощадных канализационных сетей с указанием колодцев; пункты 6 и 34 декларации противоречат друг другу. При аналогичных нарушениях истец не принял от ответчика уточнения к декларации. Судами не дана оценка бездействию компании, не уведомившей общество о несвойственной для пищевого производства концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента, указанной в декларации, и принятии Постановления N 575, которым снижены нормативы сброса загрязняющих веществ в сточные воды, не инициировавшей внесение изменений в условия договора, что не позволило ответчику своевременно подать уточняющую декларацию.
При указанных обстоятельствах истец при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в исковом периоде обязан руководствоваться результатами исследования контрольных проб.
В приобщенном судом округа к материалам дела отзыве компания возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.
На основании части 1 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" арбитражным судом кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (часть 2 статьи 284, часть 2 статьи 288.2 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в соответствии со статьями 286, 288.2 АПК РФ, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных решения и постановления.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между муниципальным унитарным предприятием города Нижневартовска "Горводоканал" (водоканал) и закрытым акционерным обществом "Спика" (правопредшественник общества, абонент) заключен договор в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2017, по условиям которого водоканал обязался подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения (далее - ЦСВ) холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), а также поверхностных сточных вод абонента в ЦСВ (общесплавную, ливневую), обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу сточных вод и водоотведения, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в ЦСВ, а также за вред, причиненный водному объекту (пункты 1, 14, 49 договора).
Расчетным периодом по договору считается 1 календарный месяц. Оплата по договору производится абонентом на условиях предоплаты, с окончательным расчетом за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8 договора).
В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в водоканал декларацию до 1 ноября предшествующего года не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с водоканалом договора; значения фактических концентраций и свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке: а) учитываются результаты, полученные за два предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого водоканалом; б) исключаются значения запрещенного сброса; в) не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или свойств сточных вод; в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ перечень загрязняющих веществ, для выявления которых выполняется определение состава и свойств сточных вод, устанавливается нормативами допустимых сбросов абонентов, водоотведения по составу сточных вод, требованиями к составу и свойствам сточных вод (пункты 36, 37, 39, 40 договора).
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2014 и действует до 31.12.2014, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств; считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 69, 70, 71 договора).
Актами о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющимися приложениями N 1, 2 к договору, предусмотрено наличие канализационных колодцев на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Приложением N 4 к договору предусмотрен режим приема сточных вод с объектов абонента, в числе которых указаны производственное здание и гаражи, расположенные по адресу: город Нижневартовск, улица Северная, 98, с максимальным расходом сточных вод в объеме 56 160 м3 и 1200 м3 в год соответственно, а также магазины, расположенные по адресам: улица Мира, дом 64В, улица Нефтяников, дом 1В, улица Интернациональная, дом 29, улица Менделеева, дом 24А, улица Мира, дом 44, улица Ленина, дом 9/2, склад-холодильник, расположенный по адресу: улица Северная, дом 47А, с максимальным расходом сточных вод в диапазоне от 192 м3 до 600 м3 в год (далее вместе - объекты).
Сведения о приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 5; нормативах по объему отводимых в ЦСВ сточных вод - в приложении N 7; нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод - в приложении N 8 (пункты 30, 31, 32 договора).
На основании соглашения о перемене лиц в обязательстве от 25.09.2020 муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Горводоканал" передало, а компания приняла на себя все права и обязанности по договору.
На 2021 год обществом подана декларация о составе и свойствах сточных вод в отношении объекта, расположенного по адресу: город Нижневартовск, улица Северная, дом 98 (далее - спорный объект), со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2025, которая принята компанией 30.10.2020.
Общество письмом от 08.10.2021 N 45/2-ю направило компании исправленную декларацию в отношении спорного объекта в связи с выявленной технической ошибкой в ранее представленной, просило откорректировать акты оказанных услуг за 2021 год.
Письмом от 22.10.2021 N 4052 компания возвратила ответчику уточненную декларацию как имеющую недостатки и отказала в корректировке платы за 2021 год.
Уточненная декларация в отношении спорного объекта принята истцом для осуществления контроля 08.11.2021.
Во исполнение принятых по договору обязательств компания в сентябре и октябре 2021 осуществила поставку воды на объекты общества, оказав ему также услуги водоотведения (в том числе поверхностных сточных вод), произвела расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по спорному объекту на основании представленной декларации, предъявив к оплате общую сумму 1 429 498,37 руб.
Платежными поручениями от 16.09.2021 N 1270, от 08.10.2021 N 1377, от 18.10.2021 N 1424, от 10.11.2021 N 1544 общество частично оплатило счета в общей сумме 1 103 844,19 руб.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом обязательств по оплате и наличие у него задолженности в размере 325 654,18 руб., компания обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, выводы которого поддержал Восьмой арбитражный апелляционный суд, руководствовался статьями 10, 539, 544, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 14, 29, 30.1, 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пунктами 35, 36, 119, 121, 124, 125, 127, 167, 194, 195, 203 Правил N 644, пунктами 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, действовавших до вступления в силу Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, исходил из наличия оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в заявленном периоде, правомерности расчета данной платы за исковой период на основании значений фактических концентраций загрязняющих веществ, указанных обществом в декларации на 2021 год, доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате.
Отклоняя доводы общества о необходимости расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в исковом периоде исходя из уточненной декларации абонента, суды указали, что представленные ответчиком в октябре 2021 года уточнения к декларации с учетом отсутствия доказательств наличия объективных причин, препятствующих реализации им указанного права ранее данной даты, измененные сведения о составе сточных вод становятся обязательными для истца с 01.11.2021 и на спорный период не распространяются.
Суд округа не усматривает нарушения законности при принятии обжалуемых судебных актов.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении, который к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4).
Закон о водоснабжении относит к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 1
части 1 статьи 4).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 644 (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в ЦСВ, определяют, в том числе, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, в том числе с учетом видов таких систем.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить организации ВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
Значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5 (пункт 113 Правил N 644).
Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого
объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию ВКХ.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
Повышенная плата за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ является не штрафной санкцией, а представляет собой иной размер платы за оказываемые услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, то есть особый стоимостной эквивалент затрат, вызванных природоохранными нарушениями из-за невыполнения технологических требований.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат
загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В пункте 194 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод
сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также порядок определения размера и компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ, порядок взимания указанной платы установлен разделами седьмым и пятнадцатым Правил N 644.
Пунктами 119, 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 дней со дня выставления счета.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, правильно распределив между сторонами бремя доказывания обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, определив согласованный сторонами в договоре максимальный расход сточных вод в отношении спорного объекта и констатировав наличие у ответчика обязанности по подаче в отношении него декларации в отношении сточных вод, установив факт представления ответчиком 30.10.2020 декларации на 2021 года со сроком действия с 01.01.2021 по 31.12.2021, уточнение указанных в ней сведений в октябре 2021 года, ставших обязательными для организации ВКХ с ноября 2021, суды пришли к аргументированному выводу о необходимости и правомерности определения истцом размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в сентябре, октябре 2021 года на основании поданной ответчиком декларации в первоначальной редакции.
Проверив произведенный истцом расчет платы, сочтя его произведенным в соответствии с данными декларации, отклонив возражения ответчика о недостоверности указанных в ней данных, придя к выводу об арифметической верности расчета, суды двух инстанций в отсутствие доказательств полной оплаты обоснованно удовлетворили иск в заявленной сумме.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия
и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Декларация, подаваемая абонентом, характеризует состав и свойствах сточных вод, отводимых им в ЦСВ, параметры которых он обязуется соблюдать в течение заявленного срока, который не может составлять менее 1 года (пункт 125 Правил N 644).
Согласно пункту 128 Правил N 644 декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и показатели свойств сточных вод абонента.
После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией ВКХ декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 Правил. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 127 Правил N 644).
Таким образом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции направление абонентом декларации и принятие ее организацией, осуществляющей водоотведение, создает презумпцию определения в ней фактических показателей сточных вод, что дает организации ВКХ право на начисление платы исходя из указанных показателей до момента внесения абонентов в установленном порядке изменений в поданную им декларацию. При этом представление абонентом неполных сведений или не всех документов влечет возникновение у организации ВКХ право не принимать декларацию, но не возлагает на нее такой обязанности, в связи с чем не влечет запрет применения неполной декларации при определении размера платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
В общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600(5-8)).
Он предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иска. В этом случае состав доказательств, достаточных для подтверждения оснований иска (как и для их опровержения), должен соответствовать обычному кругу доказательств, документально опосредующих спорное правоотношение при типичном развитии, которыми должна располагать его сторона.
Представление суду утверждающим лицом подобных доказательств, нескомпрометированных его процессуальным оппонентом, может быть сочтено судом достаточным для вывода о соответствии действительности доказываемого факта для целей принятия судебного акта по существу спора.
Поскольку доказательств проведения обществом мероприятий по контролю качества стоков в исковом периоде, опровергающих информацию, указанную им в декларации, либо обращения к истцу с требованием об отборе проб сточных вод для проведения исследования их состава, не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ), у судов не имелось оснований для вывода о необоснованном начислении ответчику платы исходя из данных декларации.
Суд кассационной инстанции полагает, что проведенная судами оценка представленных в материалы дела доказательств в обоснование заявленных исковых требований и возражений на иск, соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308).
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы сопряжены с обращенным к суду округа требованием об иной оценке доказательств и установлении иных обстоятельств. Между тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями АПК РФ, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать
фактические обстоятельства дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2022 (резолютивная часть от 16.05.2022) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.07.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4572/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2022.
Судья |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией ВКХ декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 Правил. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 127 Правил N 644).
...
В общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как "разумная степень достоверности" или "баланс вероятностей" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС16-18600(5-8)).
...
Суд кассационной инстанции полагает, что проведенная судами оценка представленных в материалы дела доказательств в обоснование заявленных исковых требований и возражений на иск, соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф04-6694/22 по делу N А75-4572/2022