г. Тюмень |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А03-4338/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 15.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (Кривошеина С.В.
Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-4338/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (656906, Алтайский край, город Барнаул, рабочий поселок Южный, улица Белинского, дом 20, ОГРН 1092225003353, ИНН 2225102894) к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, дом 58, ОГРН 1112225008103, ИНН 2225122570) об оспаривании действий.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Гриднев Сергей Федорович (ИНН 222200125376, ОГРНИП 304222207600082, город Барнаул), индивидуальный предприниматель Усольцев Николай Борисович (ИНН 222507079458, ОГРНИП 310222525300026, город Барнаул), общество с ограниченной ответственностью "Транслайн" (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пушкина, дом 29, офис 20, ОГРН 1192225017258, ИНН 2225201870).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АлтайГАЗавтосервис" (правопреемник общества с ограниченной ответственностью АТП "АГАС-Транс", далее - общество, ООО "АлтайГАЗавтосервис") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет) по утверждению маршрута регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам города Барнаула N 33р.
Решением от 15.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (в редакции определения от 18.07.2022 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением от 15.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий комитета по изменению вида регулярных перевозок с нерегулируемого на регулируемый тариф по маршруту N 33 города Барнаула, однако суд фактически изменил формулировку заявленного обществом требования; судом к рассмотрению принято заявление общества с ограниченной ответственностью "АТП "АГАС-Транс" (далее - ООО "АТП "АГАС-Транс"), утратившего правоспособность; действиями комитета по установлению маршрута N 33р права общества не могли быть нарушены, поскольку на дату издания приказа от 12.03.2021 N 29 оно не осуществляло перевозки пассажиров и багажа, не имело коммерческого и или иного экономического интереса в данной сфере.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "АлтайГАЗавтосервис" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом комитета от 12.03.2021 N 29 установлен автобусный маршрут N33р "мкр. Сибирская долина - ВРЗ" (пункт 1.3); вид регулярных перевозок - по регулируемым тарифам (пункт 1.6).
Полагая, что действия комитета по установлению данного автобусного маршрута нарушают требования Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220), Порядка установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок города Барнаула", утвержденного постановлением Администрации города Барнаула от 26.07.2016 N1491 (далее - Порядок N 1491), и направлены на преодоление обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-738/2021, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии действий комитета требованиям законодательства и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В силу статьи 12 Закона N 220 порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений названного Закона (часть 1); муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 названного Закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения (часть 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ).
Процедура установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок города Барнаула (далее - маршрут), изменения вида регулярных перевозок, осуществляемых по маршрутам, присвоения (изменения) наименований остановочным пунктам по маршрутам определена Порядком N 1491, который разработан в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, оптимизации маршрутной сети, удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах (пункты 1.1, 1.3).
Установление, изменение, отмена маршрутов, изменение вида регулярных перевозок, присвоение (изменение) наименований остановочным пунктам осуществляется комитетом путем включения, изменения или исключения соответствующих сведений о маршрутах из Реестра маршрутов регулярных перевозок города Барнаула на основании соответствующего приказа комитета (пункт 1.4 Порядка N 1491).
В силу пункта 1.5 Порядка N 1491 решение об установлении, изменении, отмене маршрута, изменения вида регулярных перевозок, присвоении (изменении) наименований остановочным пунктам принимается комитетом с учетом заключения комиссии по организации пассажирских перевозок (далее - комиссия), состав которой утверждается распоряжением администрации города.
Согласно пункту 1.10 Порядка N 1491 заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа ее членов. Решения комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии путем открытого голосования (поднятием руки). При равенстве голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Перечень оснований, при которых комитет вправе принимать решения без рассмотрения вопросов на комиссии, установлен пунктом 1.14 Правил N 1491.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что распоряжением Администрации города Барнаула от 04.06.2020 N 51-р (действовало в спорный период) утвержден списочный состав комиссии, всего 14 членов; для принятия решения об установлении спорного маршрута комитет направил членам комиссии (по списку) запрос от 12.03.2021 N 152/исх.521 по вопросу повестки дня: об установлении автобусного маршрута N 33р "мкр. Сибирская долина - ВРЗ"; в протоколе заседания комиссии от 12.03.2021 указано 12 членов, из которых Авраменко Е.А. (Администрация Ленинского района), Асеев Ю.Н. (Администрация Индустриальной района) находились в отпусках, Пашковский С.Н. (Администрации Железнодорожного района) не работает с 09.03.2021, Ильин С.Н. (Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) и Касплер В.В. (депутат Барнаульской городской Думы седьмого созыва) не принимали участие в голосовании (запрос комитетом не направлялся); Администрацией Октябрьского района ответ на запрос комитета дан 16.03.2021, а ГИБДД УМВД России по городу Барнаулу - 18.03.2021; при этом в ответе Администрации Центрального района указано на голосование за изменение схемы движения, а ГИБДД УМВД России по городу Барнаулу - за изменение перевозчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что кворума для принятия решения не имелось, фактически 12.03.2021 заседание комиссии не проводилось, основания, предусмотренные пунктом 1.14 Правил N 1491 о возможности принятия решения без его рассмотрения на комиссии, отсутствовали, суды пришли к правильному выводу о том, что процедура принятия решения об установлении спорного маршрута была нарушена.
Кроме того, судами учтено, что в реестре регулярных маршрутов города Барнаула имеется маршрут N 33, движение по которому (начало, конец, улицы движения) полностью совпадает со схемой установленного маршрута N33р; при этом определением от 11.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-738/2021 (в рамках которого обществом оспариваются результаты открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула NN 33, 77, 121 по нерегулируемым тарифам) приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок города Барнаула N 33 по нерегулируемым тарифам, объявленного приказом комитета от 10.02.2021 N 14, до вступления в законную силу решения суда по делу N А03-738/2021; определением суда от 01.04.2021 комитету отказано в отмене принятых обеспечительных мер.
С учетом изложенного судами обоснованно указано, что комитет фактически установил аналогичный маршруту N 33 маршрут N 33р, изменив в отсутствие законных оснований вид регулярных перевозок, что противоречит правовым последствиям принятых судом определением от 11.03.2021 по делу N А03-738/2021 обеспечительных мер и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод комитета об отсутствии у ООО АТП "АГАС-Транс" на дату подачи заявления в суд процессуальной правоспособности был предметом рассмотрения судов и получил надлежащую правовую оценку.
Процесс реорганизации ООО АТП "АГАС-Транс" путем присоединения к ООО "АлтайГАЗавтосервис" был окончен 31.03.2021 путем внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
После завершения процедуры реорганизации ООО "АлтайГАЗавтосервис" было подано заявление в Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора на выдачу лицензии на реорганизованное юридическое лицо; 24.06.2021 ООО "АлтайГАЗавтосервис" была выдана лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
Вопреки позиции подателя жалобы отсутствие лицензии на право осуществления пассажирских перевозок на дату обращения в суд при наличии фактически доказательств ее переоформления в связи с правопреемством, не свидетельствует об отсутствии нарушений прав общества действиями комитета.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-4338/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 Закона N 220 порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений названного Закона (часть 1); муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 названного Закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения (часть 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф04-5977/22 по делу N А03-4338/2021