г. Тюмень |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А27-1404/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Мальцева С.Д.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово на решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Лобойко О.В.) и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Назаров А.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-1404/2022 по иску акционерного общества "Кемеровская генерация" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 30, ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192) к администрации города Кемерово (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869), комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Притомская Набережная, дом 7Б, ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства" (650044, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Шахтеров, дом 1, этаж 3, ОГРН 1024200721203, ИНН 4206011405).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Кемеровская генерация" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Кемерово (далее - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - комитет, ответчик) о взыскании 17 439,06 руб. задолженности, 1 609,91 руб. пени, 4 031 руб. убытков, 78,31 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства".
Решением от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования к комитету удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении иска к администрации отказано.
Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить в части: взыскать с комитета в пользу общества 13 210,13 руб. задолженности, в удовлетворении остальной части иска отказать.
В кассационной жалобе приведены следующие доводы: судами не учтено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; задолженность по оплате технологических потерь должна рассчитываться с момента государственной регистрации права на спорные объекты недвижимого имущества; согласно приведенному в кассационной жалобе расчету с учетом государственной регистрации объектов 07.09.2021 и 29.10.2021 общая сумма задолженности комитета перед обществом составляет 13 210,13 руб.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в период с июня по ноябрь 2021 года истец поставил тепловую энергию (теплоноситель) в количестве 2,4783 Гкал и 2,5527 куб.м на сумму 4 482,98 руб., относимую на тепловые потери и утечки на участке тепловой сети (трубопровода) 2dy 100 мм от ответных фланцевых соединений после запорной арматуры в УТ-68 до тепловых энергоустановок в детском саду на 200 мест в кв. 14, строительный N 60, расположенном по адресу: город Кемерово, улица Космическая, дом 26 А (далее - объект N 1), принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию.
В период с сентября по ноябрь 2021 года истец осуществил также поставку тепловой энергии и/или теплоносителя в количестве 2,0892 Гкал и 1,6526 куб.м на сумму 3 795,31 руб., относимую на тепловые потери и утечки на участке тепловой сети (трубопровода) 2dy 100 мм от внешней границы стены тепловой камеры ТК-236/1 до внешней границы стены здания детского сада на 200 мест с бассейном до тепловой энергоустановки в микрорайоне N 12А, строительный N 11, расположенного по адресу: город Кемерово, улица Серебряный бор, дом 20 (далее - объект N 2).
Задолженность в целях компенсации потерь в период с июня 2021 года по февраль 2022 года по объекту N 1 и в период с сентября 2021 года по февраль 2022 года по объекту N 2 составила 17 439,06 руб.
В связи с отсутствием приборов учета на отрезках сетей ответчика расчет объема потерь произведен истцом по методике, приведенной в "Порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя", утвержденном приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (в редакции приказа Минэнерго России от 01.02.2010 N 36 и приказа Минэнерго России от 10.08.2012 N 377).
Истцом также начислена законная неустойка по объекту N 1 за период с 12.10.2021 по 31.03.2022 в сумме 572,59 руб., по объекту N 2 за период с 12.10.2021 по 31.03.2022 в сумме 1037,32 руб.
Кроме того, в связи с неоплатой тепловой энергии общество предъявило требование о взыскании убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии в порядке пункта 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в сумме составила 4 031 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 78,31 руб.
Претензией от 17.12.2021 истец потребовал оплатить задолженность.
Неисполнение претензионных требований послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования к комитету, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 395, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 13, 15, 22 Закона о теплоснабжении, пунктами 12, 55 Правил об организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), пунктом 90 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", пунктом 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, исходил из принадлежности спорных объектов на праве собственности муниципальному образованию, фактически сложившихся между обществом и комитетом отношений по передаче тепловой энергии, обязанности ответчика по оплате тепловых потерь, возникших при ее передаче, правильности расчетов задолженности, неустойки, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказывая в удовлетворении требований к администрации, суд первой инстанции исходил из предоставленных комитету на основании Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, утвержденного решением от 27.06.2014 N 345 Кемеровского городского Совета народных депутатов, полномочий действовать от имени администрации по управлению, распоряжению муниципальным имуществом города Кемерово, в том числе земельными участками.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признал решение суда законным и обоснованным.
Поддерживая в рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций, суд округа находит их соответствующими представленным в деле доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Законом о теплоснабжении установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении).
Законодательство о теплоснабжении обязывает лицо, владеющее на каком-либо праве объектами теплопотребления, оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети такого лица и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании.
С учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии, часть ресурса расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними.
По общему правилу субъектами, обязанными оплачивать потери тепловой энергии, являются сетевые организации и иные владельцы объектов теплосетевого хозяйства.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил N 808, пункт 8 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Из приведенных положений нормативно-правового регулирования следует, что организация, осуществляющая теплоснабжение своих абонентов, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. При этом лишь владелец тепловых сетей может включить в тариф, определяющий стоимость передаваемой конечным потребителям тепловой энергии, стоимость потерь, возникающих при транспортировке энергии в принадлежащих ему сетях. В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям, организации, осуществляющей теплоснабжение, причиняются убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт от 16.03.2021 о подключении к системе теплоснабжения по договору о подключении к системам теплоснабжения от 27.07.2020 N КТСК-КЭ-20/1926, акт от 26.05.2021 о подключении к системе теплоснабжения по договору о подключении к системам теплоснабжения от 18.06.2020 N КТСК-КЭ-20/1686, акты бездоговорного потребления тепловой энергии, соглашения N 13, 14, от 13.11.2019 о передаче полномочий, установив обстоятельства возникновения потерь на участках тепловой сети, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности, принимая во внимание возложенные на комитет полномочия по управлению муниципальным имуществом, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии у комитета обязанности по оплате тепловых потерь, а также законной неустойки, убытков в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суждения ответчика о необходимости исчисления периода задолженности с момента государственной регистрации права на спорные объекты недвижимого имущества являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими ввиду того, что строительство объектов осуществлялось подрядчиком на основании муниципальных контрактов, заключенных в интересах города Кемерово, после окончания строительства объекты (результат работ) переданы в муниципальную собственность.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1404/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил N 808, пункт 8 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2023 г. N Ф04-7479/22 по делу N А27-1404/2022