город Тюмень |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А46-13206/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Сергеевой Т.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чкаловский" на решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) и постановление от 19.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сафронов М.М., Рожков Д.Г., Тетерина Н.В.) по делу N А46-13206/2021 по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к открытому акционерному обществу "Чкаловский" (644076, Омская область, город Омск, проспект Космический, дом 99/2, ОГРН 1025501246011, ИНН 5506002548) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Чкаловский" - Рязанова М.С. по доверенности от 20.12.2022.
Суд установил:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Чкаловский" (далее - компания, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 1726 (далее - договор N 1726), в части пунктов 1, 9, 11, подпунктов "в, г, ф, х" пункта 14, пунктов 16, 17, 19, 21, 31, 32, приложений N 3, 7, 8.
Решением от 15.06.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, урегулированы разногласия, возникшие между обществом и компанией при заключении договора N 1726: пункт 21 договора исключен; пункты 1, 9, 11, подпункты "в, г, ф, х" пункта 14, пункты 16, 17, 19, 31, 32, приложения N 7, 8, а также приложение N 3 "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированный объем подачи воды, в том числе, на нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) за исключением строки "Потери по водопроводным сетям", которая исключена, приняты в редакции общества, в том числе:
подпункт "в" пункта 14 договора N 1726 изложен следующим образом: "обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором";
подпункт "г" пункта 14 договора N 1726 изложен следующим образом: "установить приборы учета холодной воды и сточных вод на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения";
пункт 16 договора N 1726 изложен следующим образом: "Для учета объема поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют прибор учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод";
пункт 19 договора N 1726 изложен следующим образом: "Коммерческий учет отведенных сточных вод обеспечивает абонент";
из приложения N 3 к договору N 1726 "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированном объеме подачи воды, в том числе, на нужды пожаротушения, гарантированном уровне давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) исключена строка "потери по водопроводным сетям" и изменен столбец "безвозвратное потребление воды", с указанием в нем на их "расчет в соответствии с действующим законодательством";
в приложении N 7 к договору N 1726 "Сведения о нормативах по объему отводимых в ЦСВ вод, установленных для абонента" указан помесячный объем отводимых сточных вод;
в приложении N 8 к договору N 1726 "Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения" указаны максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, компания обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части согласованной редакции подпунктов "в, г" пункта 14, пунктов 16, 19, приложений N 3, 7, 8 договора N 1726, в отмененной части принять по делу новый судебный акт об урегулировании разногласий по спорным условиям договора N 1726 в редакции ответчика, предполагающей исключение из него пункта 19, приложений N 7 и 8, освобождение компании от оплаты "безвозвратного потребления воды" и установки прибора учета (далее - ПУ) сточных вод, фиксацию фактического места установки ПУ холодной воды (помещение N 26).
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на противоречивость принятых по делу судебных актов, поскольку суды, констатируя отсутствие у ответчика статуса абонента, для которого устанавливаются нормативы состава и объема сточных вод, имеется обязанность по установке ПУ сточных вод, изменению места положения введенного в эксплуатацию ПУ холодной воды, приняли редакцию спорных пунктов договора, предложенную истцом, не соответствующую фактическим обстоятельствам на момент рассмотрения дела по существу. Заявитель указывает, что при сохранении в договоре N 1726 подпункта "г" пункта 14 о месте размещения ПУ холодной воды "на границе эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в договоре", сохраняется неопределенность в правоотношениях сторон; формальное соответствие предложенного истцом проекта договора N 1726 его типовой форме не лишает абонента права на изменение условий такого договора; формулировка судов об отсутствии у абонента обязанности по установке ПУ сточных вод, соблюдению нормативов по составу и объему сточных вод свидетельствует о том, что судебные акты не соответствуют критериям мотивированности и обоснованности; столбец приложения N 3 к договору N 1726 "безвозвратное потребление воды" подлежит исключению, поскольку он непосредственно связан с исключенной судами строкой "потери по водопроводным сетям"; судами допущено смешение правовых понятий "нормативные показатели общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - ЦСВ)" и "нормативы состава сточных вод и требования к составу сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, установленные для абонента", что привело к неправильному урегулированию разногласий относительно приложения N 8 к договору N 1726.
Учитывая надлежащее извещение общества о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается без участия его представителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
В приобщенном судом округа к материалам дела отзыве общество возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.
Представитель компании в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
Проверив согласно статьям 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" (далее - предприятие) и компанией заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 12.03.2004 N 1726 (далее - договор от 12.03.2004), по условиям которого предприятие обязалось отпускать компании питьевую воду на нужды его объектов из централизованной системы холодного водоснабжения (далее - ЦСХВ), а также принимать сточные воды и загрязняющие вещества от объектов компании в ЦСВ.
В соответствии с соглашением от 28.02.2005 произведена замена предприятия по договору от 12.03.2004 на общество.
Неотъемлемым приложением к договору от 12.03.2004 является акт установления границ обслуживания и раздела ответственности за состояние водопровода и канализации (далее - акт установления границ), подписанный предприятием и компанией, согласно которому границей раздела признаны: по водопроводу - первый фланец задвижки (от врезки) в колодце ВК-1; по канализации - наружная стенка колодца КК-1, КК-2.
Актом допуска узла учета к эксплуатации от 25.09.2020 (далее - акт допуска) ПУ холодной воды - ЭКО Ду-25 мм N 140003479, установленный на вводе (Ду-100 мм) объекта компании, введен в эксплуатацию, принят к коммерческому учету, ответчик производит оплату ресурса (холодной воды) исходя из показаний данного ПУ холодной воды без замечаний со стороны истца.
Общество 16.02.2021 направило компании проект договора N 1726, который получен ею 26.04.2021, однако подписанный экземпляр в адрес отправителя не возвращен, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды двух инстанций руководствовались статьями 1, 9, 420, 421, 422, 426, 432, 445, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 11 - 13, 14, 15, 20, 30.1, 30.2, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 2, 5, 13, 18, 21, 23, 26, 35, 36, 83, 113, 114, 118, 119, 120, 123, 123(2), 123(4), 124, 130 - 130(3), 135, 167, 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645), пунктами 3, 4, 5, 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2008 N 3431/08.
Придя к выводу, что у ответчика на момент рассмотрения преддоговорного спора отсутствуют обязанности по установке ПУ сточных вод и изменению места положения ПУ холодной воды, расположенному не на границе эксплуатационной ответственности сторон, учтя возражения общества относительно добровольного принятия на себя таких обязанностей и исключив в связи с этим из договора пункт 21, предусматривающий срок для совершения указанных действий (установка ПУ воды и сточных вод на границе эксплуатационной ответственности сторон к 10.09.2026), констатировав, что критерии деятельности ответчика на объекте не относят его к категории абонентов, для которых установлены нормативы по объему и составу сточных вод, однако сочтя, что предложенная истцом редакция спорных пунктов договора N 1726, являющихся существенными условиями, соответствует его типовой форме и не нарушает прав ответчика, суды урегулировали преддоговорный спор, приняв пункты 1, 9, 11, подпункты "в, г, ф, х" пункта 14, пункты 16, 17, 19, 31, 32, приложения N 7, 8, а также приложение N 3 за исключением строки "потери по водопроводным сетям", которая исключена, и столбца "безвозвратное потребление воды", измененного с формулировкой о расчете объема "в соответствии с действующим законодательством", в редакции общества.
Выводы судов об отсутствии у ответчика обязанности по установке ПУ сточных вод, изменению места положения ПУ холодной воды, соблюдению нормативов по составу и объему сточных вод сторонами не оспариваются.
Предмет кассационной жалобы по данному спору сводится к несогласию компании с принятой судами редакцией подпунктов "в, г" пункта 14, пунктов 16, 19, приложений N 3, 7, 8, не отражающей вышеизложенных выводов судов на момент принятия решения, а также с возложением на ответчика обязанности по оплате потерь воды ("безвозвратное потребление воды"), что и образует пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338).
Суд округа, рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для изменения состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 13, частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами (часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей
деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), по смыслу пункта 1 статьи 421 ГК РФ добровольно принятое стороной обязательство заключить договор или заранее заключенное соглашение сторон о передаче на рассмотрение суда возникших при заключении договора разногласий должны быть явно выраженными.
Если при предъявлении истцом требования о понуждении ответчика заключить договор или об определении условий договора в отсутствие у последнего такой обязанности или в отсутствие такого соглашения ответчик выразил согласие на рассмотрение спора, считается, что стороны согласовали передачу на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 13, частью 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ существенными условием договора водоснабжения являются условия о режиме подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), порядок осуществления учета поданной воды; существенными условиями договора водоотведения являются, в том числе, порядок учета принимаемых сточных вод, места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации, порядок контроля за соблюдением
абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Статьей 4 Закона N 416-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено
полномочиями по утверждению типовых договоров холодного водоснабжения, водоотведения, типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Типовые договоры холодного водоснабжения, водоотведения, типовой единый договор холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением N 645.
В разделе IV типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения предусмотрены обязанности абонента, согласно которым он должен обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором (подпункт "в" пункта 14); установить ПУ холодной воды и сточных вод на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем договоре, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (подпункт "г" пункта 14).
Разделом V типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения предусматривается порядок осуществления учета поданной холодной воды и принимаемых сточных вод, согласно которому учет объемов поданной абоненту холодной воды и принятых сточных вод осуществляется по ПУ, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (пункт 16); стороны договора согласовывают кто из них обеспечивает коммерческий учет ресурса и услуг (пункт 19).
Согласно пунктам 30, 31 типового единого договора холодного водоснабжения и водоотведения нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах
по объему и составу сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме
согласно приложений N 7, 8.
В соответствии с пунктом 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны.
Оценив представленные в материалы судебного дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, констатировав, что местом исполнения организацией ВКХ своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации или транзитной организации, при этом в законодательстве не содержится явно выраженного запрета на установку ПУ холодной воды не на границе эксплуатационной ответственности сторон; приняв во внимание, что на объекте ответчика вне границы эксплуатационной ответственности ранее установлен и введен в эксплуатацию ПУ холодной воды, показания которого принимаются истцом без возражений; установив, что режим передачи сточных вод со спорного объекта свидетельствует о том, что на ответчика не распространяются нормативы состава и объема сточных вод, а также обязанности по установке ПУ сточных вод и подаче декларации о составе стоков, суды пришли к мотивированному выводу, что при заключении договора N 1726 у компании сохраняется право на эксплуатацию ранее установленного ПУ холодной воды без возложения на нее обязанности по его демонтажу и переносу в точку поставки ресурса, однако она обязана компенсировать организации ВКХ потери воды, образующиеся в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки ПУ холодной воды, величина которых рассчитывается в соответствии с действующим законодательством, объем сточных вод, сброшенных с объекта ответчика, подлежит учету расчетным способом, при этом нормативы по составу и объему сточных вод для него не устанавливаются.
Между тем, проанализировав предложенную истцом универсальную редакцию спорных пунктов договора N 1726 и заключив, что она в полном объеме соответствует его типовой форме, не возлагает на ответчика не относящихся к нему обязанностей и не нарушает его прав, обеспечивает надлежащее правовое регулирование длительных правоотношений сторон по договору N 1726 в случае изменений видов экономической деятельности абонента и условий эксплуатации им спорного объекта, суды урегулировали преддоговорный спор на предложенных обществом типовых условиях, исключив из него лишь пункт 21, предусматривающий срок для установки абонентом ПУ холодной воды и сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, а также строку "потери по водопроводным сетям" приложения N 3 к договору N 10726, содержащую не предусмотренный законодательством порядок расчета таких потерь (фиксированный в 5 %), и изменив в соответствии с уточнениями истца от 26.10.2021 столбец приложения N 3 "безвозвратное потребление воды", с указанием в нем на "расчет потерь по правилам действующего законодательства".
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.
Под коммерческим учетом воды и сточных вод в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 416-ФЗ понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии ПУ и его неисправности (пункты 1, 2 части 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ).
ПУ воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 4 Постановления N 776).
Таким образом, вопреки доводам заявителя условия подпунктов "в, г" пункта 14, пункта 19 договора N 1726, возлагающие на компанию обязанность обеспечить учет воды и сточных вод в соответствии с правилами коммерческого учета, не ограничивают возможность ведения такого учета только с использованием ПУ и не исключают возможность установки ПУ не на границе эксплуатационной ответственности.
Суждения заявителя относительно наличия в договоре неопределенности в отношении места установки ПУ холодной воды на его объекте, отклоняются судом округа в силу следующего.
Основные правила толкования условий договоров разъяснены в пункте 43 Постановления N 49, согласно которым данное толкование осуществляется в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Поскольку в рамках договора от 12.03.2004 сторонами подписан акт установления границ, актом допуска ПУ холодной воды на объекте компании введен в эксплуатацию, допущен к коммерческому учету, ответчик производит оплату ресурса исходя из показаний данного ПУ без замечаний со стороны истца, в длящихся правоотношениях сторон по поставке ресурса условия об узле учета холодной воды подлежат толкованию в совокупности с актом допуска, а по истечении интервала между поверками либо после выхода ПУ холодной воды из строя (пункт 9 Правил N 776) - с учетом документов, фиксирующих его замену и ввод в эксплуатацию нового ПУ.
Суд кассационной инстанции также соглашается с принятой судами редакцией
приложения N 3 к договору N 1726, предусматривающей возложение на компанию обязанности по оплате потерь воды, поименованных в качестве "безвозвратного потребления воды", объем которых определяется в соответствии с действующим законодательством, поскольку в силу пункта 21 Правил N 776 в случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки ПУ.
Вопреки доводам заявителя, суды не освободили его от оплаты потерь ресурса, возникших на участке от границы эксплуатационной ответственности до места установки ПУ холодной воды, а лишь признали неправомерным изначально предложенную истцом редакцию указанного приложения, в которой величина потерь определена организацией ВКХ фиксированным способом (5%), что не соответствует действующему законодательству, предусматривающему ее определение расчетным способом исходя из закрепленных в нормативном акте формул.
Иное не соответствует принципу добросовестного использования гражданских прав ответчиком, настаивающим на необходимости принятия в расчетах показаний ПУ холодной воды, установленного не на границе эксплуатационной ответственности, а также противоречит его позиции, озвученной в судебном заседании 07.06.2022, в ходе которого представитель компании признавал, что требование истца об оплате абонентом потерь воды в случае установки ПУ не на границе эксплуатационной ответственности, является правомерным.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоотведения являются, в том числе условия о режиме приема сточных вод (в частности нормативы объема отведения сточных вод), а также порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.
В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ, иных объектов, определенных Правилами N 644), устанавливаются нормативы состава сточных вод (часть 1 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ).
Нормативы состава сточных вод утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами N 644, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение (часть 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В пункте 194 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно пунктам 136, 138 Правил N 644 нормативы по объему сточных вод устанавливаются абонентам органами местного самоуправления на весь объем сточных вод, отводимых ЦСВ после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения и пара от теплоснабжающей организации).
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в ЦСВ с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 146 Правил N 644).
Нормативы состава сточных вод не устанавливаются для объектов абонентов, указанных в пункте 167 Правил N 644, к которым в том числе относятся объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
Нормативы по объему сточных вод не устанавливаются для абонентов с объемом отводимых сточных вод (без учета поверхностных сточных вод) менее 50 куб. метров в сутки в среднем за истекший календарный год (пункт 135 Правил N 644).
Констатировав, что максимальный суточный объем сброса сточных вод на объекте ответчика не превышал 30 куб. метров в сутки и доказательств осуществления им на данном объекте видов экономической деятельности, предусмотренных пунктом 167 Правил N 644, не представлено, суды обоснованно резюмировали, что на компанию не распространяются нормативы сточных вод по составу и объему, за нарушение которых он обязан вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх нормативов сточных вод и сверхнормативный сброс сточных вод.
Действительно в приложения N 7, 8 единого типового договора водоснабжения и водоотведения предполагается включение сведений о нормативах состава и объема сточных вод, установленных органами местного самоуправления, и в случае, если абонент не относится к категории, для которой такие нормативы устанавливаются, то данные приложения не заполняются.
Между тем, придя к выводу, что в приложении N 7 к договору N 1726 содержится информация о помесячном объеме сточных вод, определенном для компании по правилам пункта 138 Правил N 644, а в приложение N 8 включены общеобязательные для всех абонентов значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в них, предусмотренные пунктом 113 Правил N 644, суды двух инстанций мотивированно резюмировали необходимость сохранения данных условий приложений N 7, 8 к договору N 1726, не нарушающих права ответчика.
Принимая во внимание, что нормативы состава сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ, не могут превышать максимальных значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в них, предусмотренных пунктом 113 Правил N 644, и, соответственно, включенных в приложение N 8 к договору N 1726, учитывая также, что в ходе рассмотрения дела заявитель не указывал на арифметически неверный баланс среднемесячного объема стоков, определенный обществом и приведенный в приложении N 7 к договору N 1726 (пункт 138 Правил N 644), оснований для вывода о нарушении судами ном материального права при урегулировании разногласий в части приложений N 7, 8 к договору N 1726 у суда кассационной инстанции не имеется.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (статья 425 ГК РФ). В случае, если сторона обратилась в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора, то в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего судебного акта (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 301-ЭС22-6261 отражен правовой подход, согласно которому при урегулировании разногласий сторон по договору суд обязан оценивать условия договора с точки зрения их разумности и справедливости, принципа соблюдения баланса законных интересов участников данных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Таким образом, редакция условий договора при длящихся правоотношениях, заключенного на неопределенный срок, должна учитывать установленную в пункте 5 статьи 10 ГК РФ презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, возможные изменения в деятельности сторон, влияющие на предмет соглашения, обеспечивать стабильность гражданского оборота, исключать дальнейшие споры и разногласия при исполнении договора.
Указанные принципы при рассмотрении дела об урегулировании разногласий при заключении договора судами учтены, принятая ими редакция спорных пунктов договора N 1726 основана на установленных фактических обстоятельствах дела и представленных доказательствах, обеспечивает сохранение его условий при любом способе коммерческого учета ресурса (приборный и расчетный), а также его исполнимость в случае приобретения объектом ответчика характеристик, при которых у компании возникнет обязанность соблюдения нормативов объема и состава сточных вод, примененная судами правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется, кассационная жалоба
удовлетворению не подлежит.
В силу положений статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13206/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 301-ЭС22-6261 отражен правовой подход, согласно которому при урегулировании разногласий сторон по договору суд обязан оценивать условия договора с точки зрения их разумности и справедливости, принципа соблюдения баланса законных интересов участников данных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Таким образом, редакция условий договора при длящихся правоотношениях, заключенного на неопределенный срок, должна учитывать установленную в пункте 5 статьи 10 ГК РФ презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, возможные изменения в деятельности сторон, влияющие на предмет соглашения, обеспечивать стабильность гражданского оборота, исключать дальнейшие споры и разногласия при исполнении договора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2023 г. N Ф04-7601/22 по делу N А46-13206/2021