г. Тюмень |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А02-633/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай на решение от 12.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Гуткович Е.М.) и постановление от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Сорокина Е.А.) по делу N А02-633/2022 по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации города Горно-Алтайска (649000, г. Горно-Алтайск, пр-кт Коммунистический, д. 18, ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. В.И.Чаптынова, д. 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817) и Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, ул. В.И.Чаптынова, д. 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) о солидарном взыскании убытков в размере 4 744 752 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Казанцева Елена Вячеславовна (г. Горно-Алтайск).
Суд установил:
Администрация города Горно-Алтайска (далее - Администрация, истец) обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - Управление казначейства) и Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Министерство) о солидарном взыскании с Российской Федерации и Республики Алтай убытков в размере 4 744 752 руб. в виде предстоящих расходов на приобретение благоустроенного жилого помещения для семьи ребенка-инвалида Казанцева Льва Евгеньевича во исполнение вступившего в законную силу решения от 06.09.2021 Горно-Алтайского городского суда по делу N 2-1177/2021.
Решением от 12.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с казны Республики Алтай в лице Министерства в пользу муниципального образования город Горно-Алтайск в лице Администрации города Горно-Алтайска взысканы убытки в размере 4 744 752 руб., в удовлетворении иска о солидарной ответственности Российской Федерации в лице Минфина РФ отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в части взыскания с казны Республики Алтай в лице Министерства убытков и удовлетворении иска в части взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 06.09.2021 Горно-Алтайского городского суда по делу N 2-1177/2021 на Администрацию возложена обязанность предоставить семье Казанцева Л.Е. из трех человек, поставленных в очередь нуждающихся 13.09.2019 распоряжением Администрации N 1084-р, благоустроенное жилое помещение. К участию в указанном деле также было привлечено Министерство.
Администрация, ссылаясь на отсутствие денежных средств муниципального бюджета для исполнения указанного решения, обратилась в Минфин РФ и Министерство с заявлениями от 11.02.2022 о выделении денежных средств в размере 5 008 571,72 руб., которые были отклонены последними со ссылкой на возможность предоставление дотаций муниципальному образованию в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
При этом Минфин РФ ссылался на статьи 135 -138 БК РФ о предоставлении дотаций из бюджета субъекта РФ, а Министерство - на статью 130 БК РФ о запрете дотационным субъектам принимать на себя необеспеченные расходные обязательства.
Полагая, что возмещение убытков, причиненных вследствие предоставления квартиры для обеспечения жилым помещением инвалида и ее выбытия из владения истца, должно осуществляться за счет средств Российской Федерации и Республики Алтай, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, руководствуясь статьями 39, 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 14, 19, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135-138 БК РФ, положениями Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, пункта 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пришли к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем удовлетворили требование Администрации в части взыскания с казны Республики Алтай в лице Министерства убытков
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (статья 17 Закона N 181-ФЗ, пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Из системного толкования приведенных норм права и разъяснений к ним следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов Администрации в целях реализации данных полномочий.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или при реализации ими отдельных государственных полномочий.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Республики Алтай денежных средств для предоставления Администрацией квартиры инвалиду не представлено.
Поскольку в рассматриваемом случае указанная обязанность не исполнена, суды обоснованно удовлетворили заявленное требование, взыскав убытки с казны Республики Алтай.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрацией не доказан размер убытков, являются несостоятельными. Расчет размера убытков проверен судами и признан обоснованным. Доказательства того, что убытки истца составляют меньший размер, чем им заявлен, Министерством не представлены.
Доводы Министерства о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются судом округа.
В целом доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 14.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-633/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
...
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств перечисления (выделения) из бюджета Республики Алтай денежных средств для предоставления Администрацией квартиры инвалиду не представлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2023 г. N Ф04-7769/22 по делу N А02-633/2022