г. Тюмень |
|
13 января 2023 г. |
Дело N А27-24012/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" на решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 15.09.20222 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-24012/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" (654006, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Орджоникидзе, дом 11, 305/2, ОГРН 1154217001685, ИНН 4217168905) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании ненормативного правового акта.
Посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании (в онлайн-режиме) участвовала представитель Государственной жилищной инспекции Кузбасса - Котляр О.В. по доверенности от 01.05.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК Любимый город" (далее - общество, ООО "УК Любимый город") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - ГЖИ, инспекция) от 15.09.2021 N 13/3/2021/ЖК/ЛИЦ-305.
Решением от 30.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.09.20222 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УК Любимый город" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о соответствии оспариваемого предписания инспекции требованиям действующего законодательства, поскольку работы по установке на стояках балансировочных кранов являются модернизацией системы отопления и подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующего в судебном заседании представителя ГЖИ, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Любимый город" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Новокузнецк, улица Грдины, 13 (далее - МКД), на основании лицензии от 29.04.2015 N 86 и договора от 01.05.2015 N Гр/13.
В ходе проведенной в отношении общества внеплановой выездной проверки (распоряжение от 18.08.2021 N 13/2021/ЖК/ЛИЦ-305) инспекцией выявлен факт нецелевого использования средств фонда капитального ремонта.
По результатам проверки ГЖИ составлен акт проверки от 15.09.2021 N 13/2021/ЖК/ЛИЦ-305 и выдано предписание от 15.09.2021 N 13/3/2021/ЖК/ЛИЦ-305, которым на общество возложена обязанность в срок до 15.11.2021 обеспечить восстановление средств фонда капитального ремонта на специальном счете в части установки дополнительной регулирующей арматуры (балансировочных кранов) на обратных трубопроводах в количестве 70 шт.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК Любимый город" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах также определен в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 (далее - Региональная программа).
В рассматриваемом случае в МКД за счет средств фонда капитального ремонта выполнены работы по установке дополнительной регулирующей арматуры (ручных балансировочных кранов) на обратных трубопроводах системы отопления.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение N 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
В частности, к текущему ремонту относятся работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления, включая домовые котельные (пункт 11 приложения N 7 к Правилам N 170); к капитальному ремонту (пункт 3 приложения N 8 к Правилам N 170) - полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в том числе. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб).
Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30 % от ремонтируемого имущества. Текущему ремонту подлежит имущество, нормативное техническое состояние которого необходимо восстановить или модернизировать (усовершенствовать) в процессе содержания многоквартирного дома без прекращения его эксплуатации (пункты 3.1 и 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56535-2015 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.07.2015 N 1005-ст).
Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (пункт 3.13 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.06.2014 N 543-ст).
В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденными государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 15.02.2013 (далее - Методические рекомендации), при капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома осуществляется замена не менее 50 % каждой конструкции и инженерной системы; к внутридомовым системам отопления в составе общего имущества отнесены: стояки, обогревающие элементы в местах общего пользования, в жилых помещениях - ответвления от стояков до первого отключающего устройства (при его отсутствии - до места сопряжения с отопительным прибором, обогревающим элементом), регулирующая и запорная арматура; коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, а также другое оборудование, расположенное на этих сетях (пункт 2.3.2, примечания N 1, N 2 после таблицы 2.3.).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что капитальный ремонт МКД запланирован на 2025 и 2030 годы; собственниками МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете общества; взносы на капитальный ремонт уплачивались собственниками в минимальном размере (протокол от 31.03.2019 N 2); собственниками МКД решения о проведении капитального ремонта системы теплоснабжения не принималось (протокол от 30.06.2020 N 1; в договоре об установке балансировочных кранов от 01.11.2020 и в акте выполненных работ от 16.12.2020 N 701-2020/1 также отсутствует ссылка на проведение капитального ремонта системы теплоснабжения; спорные работы не включены в Региональную программу в качестве самостоятельного мероприятия; в соответствии с приложением N 1 к договору управления от 01.05.2015 N Гр/13 "Перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома" в разделе "Инженерное оборудование" в пункте 2.1 "Система отопления" в первой строчке указано "установка, смена запорной и регулирующей арматуры".
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу, что работы по установке 70 ручных балансировочных кранов на стояках системы отопления в подвале МКД относятся к текущему ремонту и не подлежат финансированию за счет средств фонда капитального ремонта, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требования ООО "УК Любимый город" о признании оспариваемого предписания инспекции недействительным.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими инстанциями норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.09.20222 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24012/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденными государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 15.02.2013 (далее - Методические рекомендации), при капитальном ремонте конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома осуществляется замена не менее 50 % каждой конструкции и инженерной системы; к внутридомовым системам отопления в составе общего имущества отнесены: стояки, обогревающие элементы в местах общего пользования, в жилых помещениях - ответвления от стояков до первого отключающего устройства (при его отсутствии - до места сопряжения с отопительным прибором, обогревающим элементом), регулирующая и запорная арматура; коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, а также другое оборудование, расположенное на этих сетях (пункт 2.3.2, примечания N 1, N 2 после таблицы 2.3.)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2023 г. N Ф04-7638/22 по делу N А27-24012/2021