г. Тюмень |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А75-5687/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания тепло-водоснабжения и канализации" на решение от 01.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 15.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-5687/2022 по заявлению акционерного общества "Управляющая компания тепло-водоснабжения и канализации" (628661, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Покачи, улица Комсомольская, дом 6/1, ОГРН 1028601420660, ИНН 8621005133) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Свердлова, дом 10, ОГРН 1168617070335, ИНН 8601058465) об оспаривании решения.
Суд установил:
акционерное общество "Управляющая компания тепло-водоснабжения и канализации" (далее - общество, АО "УТВиК") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление Росгвардии) от 23.12.2021 N 643/9-4321 об отказе в подписании актов категорирования и обследования объекта топливно-энергетического комплекса - котельной АО "УТВиК" (далее - котельная АО "УТВиК", объект).
Решением от 01.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 15.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания законным решения управления Росгвардии по мотивам, указанным в пункте 2 письма от 23.12.2021 N 643/9-4321.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о законности замечаний управления Росгвардии, изложенных в пункте 2 оспариваемого письма, являются ошибочными; требование об обеспечении охраны объекта вооруженным подразделением, предназначенным для физической защиты объекта, дублирует мероприятия, указанные в акте обследования; отсутствие на объекте стационарного поста охраны на контрольно-пропускном пункте (далее - КПП) не свидетельствует о нарушении принципа непрерывности охраны; для осуществления защиты объекта подразделением охраны не обязательно круглосуточное нахождение сотрудников данного подразделения на самом объекте; КПП для прохода людей оборудовано надлежащим образом; замечания управления Росгвардии не содержат перечень конкретных мероприятий по совершенствованию системы физической охраны.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2011 N 771-рг в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих категорированию, включен объект ТЭК - котельная АО "УТВиК", принадлежащий обществу на праве собственности.
Решением антитеррористической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 5.4 протокола от 09.08.2019 N 97/80) на общество возложена обязанность в срок до 01.07.2020 (с учётом изменений срока - до 09.08.2021) осуществить категорирование и паспортизацию объекта ТЭК; при направлении паспорта безопасности объекта ТЭК на согласование в антитеррористическую комиссию обеспечить его предварительное согласование с руководством Службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Регионального управления Федеральной службы безопасности России по Тюменской области, управления Росгвардии и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Комиссией по категорированию объекта ТЭК (создана приказом генерального директора АО "УТВиК" от 09.01.2020 N 1) по результатам обследования объекта ТЭК, проведенного 29.04.2020, принято решение о присвоении объекту ТЭК - котельная АО "УТВиК" низкой категории опасности.
Обществом в адрес управления Росгвардии 29.06.2021 направлены на согласование проекты актов категорирования и обследования объекта ТЭК, в ходе изучения которых управлением Росгвардии установлены недостатки и нарушения, не позволившие согласовать и подписать их в представленной редакции, о чем сообщено письмом от 13.07.2021 N 643/9-2133.
Обществом в адрес управления 16.11.2021 повторно направлены на согласование проекты актов категорирования и обследования объекта ТЭК.
Письмом управления Росгрвардии от 23.12.2021 N 643/9-4321 обществу отказано в согласовании указанных актов, что послужило основанием для обращения АО "УТВиК" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии закону решения управления Росгвардии, оформленного письмом от 23.12.2021 N 643/9-4321, и отсутствии нарушений прав и законных интересов АО "УТВиК", в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты в обжалуемой обществом части, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в целях предотвращения актов незаконного вмешательства; определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов ТЭК - физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.
Обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Закона N 256-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов ТЭК с учётом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов (часть 1); с учётом того, является ли объект ТЭК критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов ТЭК: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Закона N 256-ФЗ); исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами ТЭК (часть 1 статьи 7 Закона N 256-ФЗ).
Как установлено статьей 8 Закона N 256-ФЗ, субъекты ТЭК составляют паспорта безопасности объектов ТЭК по форме согласно приложению к названному закону (часть 1); паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 данного Закона (часть 2); в паспорте безопасности объекта ТЭК отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации (часть 3); паспорт безопасности объекта ТЭК содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами ТЭК самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 данного Закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти (часть 4); паспорт безопасности объекта ТЭК утверждается руководителем субъекта ТЭК по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 названного Закона (часть 5).
В силу требований, установленных Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459, категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба (пункт 3); для проведения категорирования объекта решением субъекта ТЭК создается комиссия по категорированию объекта, в состав которой включаются, в том числе представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию), руководитель субъекта ТЭК (пункт 8); комиссию возглавляет руководитель субъекта ТЭК (пункт 10); по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта (пункт 18); решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом ТЭК в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта (пункт 19).
Как следует из материалов дела, управление Росгвардии, рассмотрев проекты актов категорирования и обследования объекта ТЭК - котельная АО "УТВиК", составленных по результатам изучения исходных данных и обследования объекта ТЭК, проведенных 29.04.2020 комиссией по категорированию объекта ТЭК, не согласилось с формулировкой пункта "а" раздела "Комиссия считает" акта обследования, в котором указано: "Существующая система охраны и физической защиты объекта позволяет обеспечить частичную физическую защиту и антитеррористическую защищенность объекта".
По мнению управления Росгвардии, такая формулировка противоречит отраженным в актах обследования мероприятиям по совершенствованию системы физической защиты и факту отсутствия физической охраны объекта.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.12.2011 N 771-рг, принятым в целях реализации Закона N 256-ФЗ, объект ТЭК - котельная АО "УТВиК" включен в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, следовательно, АО "УТВиК" является субъектом ТЭК и обязано выполнять установленные требования по обеспечению безопасности указанного объекта; в пункте 2 оспариваемого письма управлением Росгвардии со ссылкой положения Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458), указано на необходимость отражения в подпункте "д" раздела "Комиссия считает" акта обследования мероприятий со сроками их выполнения (обеспечить охрану объекта вооруженным подразделением, предназначенным для физической защиты объекта; оборудовать объект нижним дополнительным ограждением; дооборудовать КПП для прохода людей; оборудовать КПП для автомобильного транспорта: досмотровую площадку, технические средства обнаружения взрывчатых веществ для автомобильного транспорта, противотаранные устройства специальной конструкции, основное и резервное освещение (переносные светильники), указательные знаки; дооборудовать систему охранной сигнализации; дооборудовать объект системой контроля и управления доступом; дооборудовать систему электропитания).
Вопреки позиции подателя жалобы судами верно указано, что, предлагаемое в акте мероприятие по совершенствованию системы физической защиты и антитеррористической защищенности объекта - оборудование объекта стационарной кнопкой для извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел и заключение договора на оперативное реагирование полиции вневедомственной охраны на период низких температур наружного воздуха (ноябрь - март) до 2024 года, не отвечает принципу Закона N 256-ФЗ о непрерывности обеспечения безопасности объектов ТЭК (статья 4).
При этом судами учтено, что подпунктом "г" пункта 7 Приложения N 1 к Правилам N 458 прямо предусмотрено оборудование объекта стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.
Доводы подателя жалобы о том, что заключение договора на охрану объекта путем реагирования полиции вневедомственной охраны является надлежащей организацией охраны объекта ТЭК подразделениями охраны, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и мотивированно отклонены со ссылкой на положения пунктов 11-14 Правил N 458.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого решения управления Росгвардии, оформленного письмом от 23.12.2021 N 643/9-4321, действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.07.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и постановление от 15.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5687/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.