г. Тюмень |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А46-4705/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение от 13.05.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 01.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-4705/2022 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Тарская, дом 11, ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 12А, ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028) о признании недействительными решения и предписания от 24.12.2021 N 055/06/54.7-1258/2021.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "ТендерПро" (644010, Омская область, город Омск, улица 8 Марта, дом 8, офис 312, ОГРН 1215500011726, ИНН 5504168227).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Алексина А.П. по доверенности от 11.01.2023.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заказчик, агентство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 24.12.2021 N 055/06/54.7-1258/2021 и предписания от 24.12.2021 N 055/06/54.7-1258/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТендерПро" (далее - общество).
Решением от 13.05.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, агентство просит, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, отменить указанные судебные акты (в части) и принять новый судебный акт о признании решения и предписания недействительными в части выводов антимонопольного органа о необоснованном объединении в один лот различных услуг, для оказания части которых требуется специальное разрешение.
По мнению подателя кассационной жалобы, в предмет закупки была включена одна услуга по реализации движимого имущества разных видов.
Антимонопольный орган и общество отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя управления, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.11.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещена информация о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по реализации движимого имущества (в том числе изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней), арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Омской области и конкурсная документация (извещение N 0152100007121000011).
На участие в конкурсе было подано две заявки (протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.12.2021).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.12.2021 заявка ООО "ТендерПро" признана не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ввиду непредставления в её составе документа, подтверждающего соответствие исполнителя требованиям Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов".
Общество обратилось с жалобой на действия заказчика в антимонопольный орган, по результатам рассмотрения которой управление решением от 24.12.2021 N 055/06/54.7-1258/2021 признало ее обоснованной в части неправомерного признания заявки общества не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией (пункт 1); указало на нерассмотрение доводов жалобы на положения конкурсной документации (пункт 2); признало заказчика и конкурсную комиссию заказчика нарушившими положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 54.2, пункта 4 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4, пункта 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (пункт 3); указало на выдачу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (пункт 4) и передачу материалов дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 5).
На основании вышеуказанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 24.12.2021 об устранении нарушений в сфере закупок путем отмены в срок до 17.01.2022 протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме, и аннулирования открытого конкурса в электронной в электронной форме.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых актов и их соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в спорный период) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки (подпункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 3 этой же статьи 17 установлен запрет на включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) специальный учёт представляет собой ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.
Пунктом 2 Правил ведения специального учёта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1052 (далее - Правила), установлено, что постановке на специальный учёт подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поименованных в подпунктах "а" - "н" указанного пункта Правил.
В силу пунктов 3, 4 Правил специальный учёт осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Постановку на специальный учёт осуществляет уполномоченный орган.
Таким образом, для осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями требуется постановка на специальный учёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что заказчиком в один лот были объединены услуги по реализации движимого имущества, для оказания которых не требуется получения специального разрешения, с услугами по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, для оказания которых необходимы разрешительные документы; одним из требований, предъявляемым к участникам конкурса, являлось соответствие участников положениям Закона N 41-ФЗ и Правил; согласно техническому заданию, являющемуся приложением к проекту государственного контракта, услуги по реализации имущества должны оказываться лично, без привлечения соисполнителей по контракту.
При указанных обстоятельствах, учитывая запрет на привлечение соисполнителей, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с выводами управления о том, что в рассматриваемом случае объединение в один предмет закупки на оказание услуг на оказание услуг по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и по реализации иного движимого имущества привело к необоснованному ограничению количества участников закупки.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка ими обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 01.09.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4705/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3, 4 Правил специальный учёт осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Постановку на специальный учёт осуществляет уполномоченный орган.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что заказчиком в один лот были объединены услуги по реализации движимого имущества, для оказания которых не требуется получения специального разрешения, с услугами по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней, для оказания которых необходимы разрешительные документы; одним из требований, предъявляемым к участникам конкурса, являлось соответствие участников положениям Закона N 41-ФЗ и Правил; согласно техническому заданию, являющемуся приложением к проекту государственного контракта, услуги по реализации имущества должны оказываться лично, без привлечения соисполнителей по контракту."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2023 г. N Ф04-7091/22 по делу N А46-4705/2022