г. Тюмень |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А03-3361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Барнаула Алтайского края на решение от 27.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-3361/2022 по заявлению Администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 18, ИНН 2225066269, ОГРН 1042202280251) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (656006, Алтайский край, город Барнаул, улица Взлетная, дом 2, ИНН 2225066170, ОГРН 1042202279866) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Администрация города Барнаула Алтайского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - управление) от 27.12.2021 N 433/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением от 27.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено частично, признан недействительным пункт 2 предписания от 27.12.2021 N 433/1/1, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования и признать недействительными пункты 3, 4 предписания управления.
По мнению подателя кассационной жалобы, на территории города Барнаула уполномоченными органами в сфере осуществления мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности являются администрации районов и сельские (поселковые) администрации, следовательно, предписание выдано ненадлежащему лицу; предписание в оспариваемой части не отвечает требованиям законности и правовой определенности, поскольку не содержит указания на конкретные действия, которые необходимо совершить администрации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.10.2020 N 254 в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора уполномоченными должностными лицами управления в период с 02.11.2021 по 27.12.2021 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от 11.11.2020 N 251/1/1, составлен акт проверки от 27.12.2021 N 433, в котором указано на неисполнение пунктов 1-4 предписания и выдано повторное предписание от 28.12.2021 N 433/1/1 об устранении в срок до 01.11.2022 обязательных требований пожарной безопасности (поселки Березовка, Казенная Заимка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник не обеспечены звуковой сигнализацией для оповещения людей при пожаре (пункт 1); противопожарные расстояния от зданий, сооружений до границ лесных насаждений, расположенных на территории города Барнаула менее нормативного - поселок Лесной, село Власиха микрорайон Новосиликатный, станции Власиха, Ползуново, поселки Черницк, Ягодное, Мохнатушка, Лебяжье, улицы Остановочная, Кутузова, Хвойная (пункт 2); наружное противопожарное водоснабжение поселков Борзовая Заимка, Мохнатушка, Октябрьский, Куета, Ягодное, Лесной, Новомихайловка, Казенная Заимка; станции Власиха; микрорайонов Опытная Станция, Ерестной, Благодатное, Булыгино, Сибирская Долина, Радужный; жилых домов, расположенных по улицам: Остановочная, Забойная, Квартал, 953а, Клубная гора, Красноярская, Остров Кораблик, Заозерная, Понтонный мост, Фурманова, Власихинская (Железнодорожный район города Барнаула), проспекту Коммунаров не обеспечены требуемым расходом воды на нужды пожаротушения (пункт 3);
не в полной мере осуществляются мероприятия по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники: улица Юрина при пересечении с улицей Просторная; улица Знойная при пересечении с улицей Просторная; улица Жасминная при пересечении с улицами Солнечная Поляна и Геодезическая; улица Томского Мушкетерского Полка при пересечении с улицей Жасминная; проспект Комсомольский, 87, 107, 134, 136; улица Брестская, 8, 10, 12; улица Глушкова, 13; проспект Ленина, 65; улица Малахова, 27;
улица Смирнова, 92; улица Советская, 9; улица Чеглецова, 16 (пункт 4).
Не согласившись с предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой администрацией части (пункты 3, 4 предписания), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что предписание в данной части соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора вправе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах.
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14, пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), части 4 статьи 6, статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений; далее - Закон N 123-ФЗ), статей 3, 19 Закона N 69-ФЗ на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2).
В соответствии со статьей 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (часть 2); поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.07.2020 N 1190 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ.
Согласно пунктам 212, 214 названного Перечня соблюдение общих требований, связанных с противопожарной защитой, обеспечивается применением положений нормативных документов, в том числе Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - СП 4.13130.2013), Свода правил СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 30.03.2020 N 225 (далее - СП 8.13130.2020).
СП 8.13130.2020 разработан в развитие положений статей 62, 68 и 99 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.
В соответствии с пунктами 8.9, 8.10 СП 8.13130.2020 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учетом требований пункта 8.9 названного свода правил.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя среди прочего обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (статья 63 Закона N 123-ФЗ).
Согласно пункту 8.1 СП 4.13130.2013 под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории, по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств. Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров (пункт 8.13 СП 4.13130.2013).
Пунктом 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности все объекты защиты, расположенные в границах, указанных в пункте 3 предписания населенных пунктов, микрорайонов и улиц, не обеспечены требуемым расходом воды для тушения пожаров в связи с превышением максимально допустимого радиуса обслуживания источниками наружного противопожарного водоснабжения либо их отсутствием; не в полной мере обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники по адресам, указанным в пункте 4 предписания (ряд проезжих частей блокирован для безопасного движения пожарных автомобилей снежными массами, в результате чего сквозные проезды стали тупиковыми; перекрытие проездов по улицам Просторной, Юрина, Знойной, Жасминной, Солнечная Поляна, Геодезической, Томского Мушкетерского Полка привело к образованию тупиковых участков дорог протяженностью от 30 м до 400 м, не оборудованных площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров).
Довод администрации о неверном определении управлением субъекта надзора был предметом рассмотрения судов, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен со ссылкой на положения пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13, 54, 58 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71, пункта 2.2 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 191, муниципальной программы "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2025 годы", утвержденной постановлением Администрации города Барнаула от 15.05.2014 N 986.
Вопреки доводам администрации оспариваемое предписание является исполнимым, каких-либо неясностей или неточностей не содержит, в нем указаны выявленные нарушения, ссылки на нормы и правила, требования которых не соблюдены, установлен срок устранения нарушения. Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано, в связи с этим неуказание в оспариваемом предписании конкретных действий, направленных на устранение нарушений, не влечет его недействительность.
Принимая во внимание, что в результате проверок надзорным органом установлено необеспечение требований пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления законных оснований для вынесения оспариваемого предписания в части пунктов 3, 4 и правомерно отказали в удовлетворении требований в данной части.
В целом доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
...
Довод администрации о неверном определении управлением субъекта надзора был предметом рассмотрения судов, получил надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонен со ссылкой на положения пункта 10 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13, 54, 58 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71, пункта 2.2 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 191, муниципальной программы "Защита населения и территории города Барнаула от чрезвычайных ситуаций на 2015 - 2025 годы", утвержденной постановлением Администрации города Барнаула от 15.05.2014 N 986."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 января 2023 г. N Ф04-7501/22 по делу N А03-3361/2022