г. Тюмень |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А03-2482/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Крюковой Л.А.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" на решение от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ангерман Н.В.) и постановление от 19.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Чикашова О.Н., Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А.) по делу N А03-2482/2022 по иску городского округа - город Барнаул Алтайского края в лице администрации города Барнаула Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 18, ОГРН 1042202280251, ИНН 2225066269) к обществу с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Короленко, дом 104, ОГРН 1152224003799, ИНН 2224174695) об обязании заключить соглашение об исполнении схемы теплоснабжения.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" - Панин В.Л. по доверенности от 10.01.2023.
Суд установил:
городской округ - город Барнаул Алтайского края в лице администрации города Барнаула Алтайского края (далее - администрация, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Ни-Строй" (далее - общество, ответчик) об обязании заключить с администрацией соглашение N 16 об исполнении схемы теплоснабжения городского округа - город Барнаула Алтайского края в редакции администрации (далее - соглашение).
Решением от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края (с учетом определения от 12.07.2022 об исправлении опечатки), оставленными без изменения постановлением от 19.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить, пункт 2.1.10.1 соглашения изложить в следующей редакции: цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня, утвержденного органом исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов); пункты 2.1.10.2, 2.1.10.3, 2.1.10.4, 2.1.14 соглашения исключить; пункт 2.4.1 соглашения изложить в следующей редакции: запрашивать и получать от Единой теплоснабжающей организации информацию о ходе выполнения условий соглашения в порядке и формах, предусмотренных в соглашении.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на пункт 17 статьи 23.13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), указал, что условие о применении понижающего коэффициента не является обязательным при подписании соглашения, а включается в него при наличии добровольного волеизъявления сторон; сама по себе схема теплоснабжения является приложением к акту уполномоченного органа и относится к ненормативным правовым актам, что следует из приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881 "Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа - город Барнаула Алтайского края на период до 2036 года (актуализация на 2022 год)" и выводов Научно-консультативного совета (далее - НКС) при Арбитражном суде Московского округа, а также подтверждается многочисленной судебной практикой; из схемы теплоснабжения не усматривается наличие положений, предписывающих обязательное применение понижающего коэффициента; при этом указанные в ней прогнозные цены на тепловую энергию не порождают обязанность единой теплоснабжающей организации применять понижающий коэффициент.
Администрация в возражениях на кассационную жалобу отклонила ее доводы.
Общество в отзыве на возражения администрации указало на несостоятельность приведенных в них аргументов.
Учитывая надлежащее извещение истца о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие его представителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе и отзыве на возражения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество на основании заявки от 24.04.2020 N 06 получило статус единой теплоснабжающей организации в соответствии со схемой теплоснабжения города Барнаула Алтайского края, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.11.2020 N 992, номер (индекс) технологически изолированной зоны действия (система теплоснабжения) N 46.
Имеющийся у общества статус подтвержден актуализированной схемой теплоснабжения городского округа - город Барнаул Алтайского края на период до 2036 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881.
Письмом от 20.12.2020 N 200/21/исх-1363 в адрес общества направлен проект соглашения, который получен ответчиком 29.12.2021.
Отказ от подписания соглашения послужил основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 421, 422, 425, 432, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 23.3, 23.13 Закона о теплоснабжении, пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", исходил из правомерности включения в соглашение условия о применении понижающего коэффициента и обязал общество заключить с администрацией соглашение в части пунктов 2.1.10.1, 2.1.10.2, 2.1.10.3, 2.1.10.4, 2.1.11, 2.1.12, 2.4.1 в редакции истца, в части пунктов 5.3.1, 5.3.2 в редакции ответчика.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции, признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Спор по существу разрешен судами обеих инстанций правильно.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
По пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (статья 422).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Как следует из пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 3 Правил об организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2018 N 860 "Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения" (далее - Постановление N 860) установлен порядок определения в ценовых зонах теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям.
Размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в соответствии с настоящими Правилами, и такой коэффициент применяется в случае включения в указанное соглашение обязательства единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, применить коэффициент.
Размер коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) определяется, если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)", выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на дату окончания переходного периода, установленного Законом о теплоснабжении (пункт 1 Постановления N 860).
При этом, в пункте 3 Постановления N 860 предусмотрено, что в случае если в соответствии с частью 4 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения на дату окончания переходного периода предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность) с разбивкой по категориям потребителей и предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утвержден с разбивкой для каждой категории потребителей, коэффициент к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) применяется в отношении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) для каждой категории потребителей или в отношении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) для отдельных категорий потребителей.
Согласно частям 15 и 16 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении муниципальное образование, от имени которого выступает исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения. В переходный период такое соглашение заключается в течение двух месяцев со дня принятия органом, уполномоченным в соответствии с Законом о теплоснабжении на утверждение схемы теплоснабжения, решения о ее актуализации.
Соглашение об исполнении схемы теплоснабжения должно содержать следующие существенные условия:
достижение целевых показателей исполнения схемы теплоснабжения единой теплоснабжающей организацией;
обязательства единой теплоснабжающей организации по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий, предусмотренных данным соглашением, и наступившие в связи с этим последствия, в том числе ответственность единой теплоснабжающей организации за невыполнение мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения;
обязательство единой теплоснабжающей организации по представлению обеспечения исполнения своих обязательств способом, согласованным сторонами (представление банковской гарантии, осуществление страхования риска ответственности за нарушение обязательств по соглашению или иное);
распределение имущественных прав на строящиеся, реконструируемые и (или) модернизируемые объекты системы теплоснабжения.
Частью 17 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что соглашение об исполнении схемы теплоснабжения в системе теплоснабжения может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) коэффициент. Размер такого коэффициента и срок его применения определяются сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
Суды отметили, что общество ссылается на необоснованное включение в соглашение пункта 2.1.10.1 о применении понижающего коэффициента и неспособность его выполнить ввиду несения в связи с этим убытков.
Между тем на рисунке 4.2 главы 14 Схемы теплоснабжения городского округа - город Барнаула Алтайского края представлены прогнозные цены на тепловую энергию в зоне деятельности общества (зона деятельности N 3), где предусмотрены: индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию, предельный уровень цены на тепловую энергию, цена на тепловую энергию с учетом применения понижающего коэффициента.
Указом Губернатора Алтайского края от 20.12.2019 N 199 утвержден график поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 (далее - Правила N 162).
Решением управления по тарифам Алтайского края от 15.11.2021 N 285 во исполнение пункта 61 Правил N 1562 утвержден индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - городского округа город Барнаул Алтайского края на 2022 год.
Исходя из размера индикативного предельного уровня цены, а также учитывая график поэтапного доведения цены, решением управления по тарифам Алтайского края от 15.11.2021 N 286 утвержден предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - городского округа город Барнаул Алтайского края на 2022 год.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные нормы права, учитывая схему теплоснабжения городского округа - город Барнаула Алтайского края, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что соглашение должно содержать обязательство единой теплоснабжающей организации при определении цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, применить к предельному уровню цены на тепловую энергию понижающий коэффициент, в связи с чем приняли пункты 2.1.10.1, 2.1.10.2, 2.1.10.3, 2.1.10.4, 2.1.11, 2.1.12, 2.4.1 соглашения в редакции истца.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Суждения заявителя кассационной жалобы со ссылкой, в том числе на рекомендации НКС при Арбитражном суде Московского округа (протокол от 27.04.2018) относительно того, что схема теплоснабжения является ненормативным правовым актом, судом округа во внимание не принимаются, поскольку в нем не содержится однозначного вывода о том является ли утвержденная соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом схема теплоснабжения города нормативным или ненормативным правовым актом. Судам рекомендовано при решении поставленного вопроса исходить из того, с какими требованиями обращается в суд заявитель и из анализа содержания оспариваемого акта.
Апелляционный суд с учетом пункта 4.4.19 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, в рассматриваемом случае признал схему теплоснабжения городского округа - город Барнаул Алтайского края на период до 2036 года, утвержденную приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881, нормативным правовым актом. При этом судом верно отмечено, что ответчик в установленном законом порядке схему теплоснабжения не оспорил.
Само по себе несогласие общества с выводами судов не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края с учетом определения от 12.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 19.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2482/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указом Губернатора Алтайского края от 20.12.2019 N 199 утвержден график поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 N 1562 (далее - Правила N 162).
...
Апелляционный суд с учетом пункта 4.4.19 положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, в рассматриваемом случае признал схему теплоснабжения городского округа - город Барнаул Алтайского края на период до 2036 года, утвержденную приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.09.2021 N 881, нормативным правовым актом. При этом судом верно отмечено, что ответчик в установленном законом порядке схему теплоснабжения не оспорил."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф04-7668/22 по делу N А03-2482/2022