г. Тюмень |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А70-10490/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-10490/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (625048, город Тюмень, улица Республики, дом 90, квартира 138, ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) об оспаривании приказа.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" - Першин И.М. по доверенности от 22.03.2022;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Троегубова Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 26.05.2021 N 644-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений в технический проект" и об обязании согласовать изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области" (далее - технический проект разработки участка недр).
Решением от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у него имелись правовые основания для отказа в согласовании изменений в технический проект разработки месторождения, поскольку предусмотренная техническим проектом поблочная разработка карьера предполагает рекультивацию земель после каждого блока разработки недр.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 24.07.2020 N ТЮМ 86158 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения "Падунский-7" (выделы 1, 11, 1, 14, 15-21, 23, 24 квартала 100 Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области), сроком действия до 24.07.2030 (далее - лицензия N ТЮМ 86158 ТЭ).
Составной частью данной лицензии (приложение N 1) являются Условия пользования недрами (далее - Условия пользования недрами), пунктом 3.2 которых предусмотрена обязанность владельца лицензии обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами не позднее 18 месяцев со дня регистрации лицензии.
Приказом от 14.09.2020 N 943-ОД департамент согласовал обществу технический проект разработки участка недр.
Общество 27.04.2021 обратилось в департамент с заявлением о согласовании изменений в технический проект разработки участка недр.
Приказом департамента от 26.05.2021 N 644-ОД обществу было отказано в согласовании изменений в указанный проект.
Не согласившись с данным приказом департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого приказа действующему законодательству и нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 11, пунктов 1, 2, 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период, - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования N 218).
Согласно пункту 3 Правил N 118 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Исходя из пунктов 3, 5 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 названного Положения (подпункт "в" пункта 21 Положения N 118).
Пунктом 12 Положения N 118 установлено, что в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Проектная документация разрабатывается на весь период отработки месторождения и может изменяться в случае необходимости изменения технических и/или технологических решений. При этом изменения, дополнения, корректировка проектной документации должны содержать только те разделы, которые подвергаются переработке в процессе разработки изменений. В изменении (дополнении, корректировке) к проектной документации допускается делать ссылки на неизмененные разделы технического проекта либо помещать их в кратком изложении (пункт 3 раздела IV Требований N 218).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2.22 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, к полномочиям которого отнесено согласование проектной документации по участкам недр местного значения (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых).
Как следует из оспариваемого приказа департамента, основанием для отказа обществу в согласовании изменений в технический проект разработки участка недр послужил факт несоответствия его требованиям подпункта "в" пункта 12 Положения N 118 (мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами).
Так, департамент указал на то, что в силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) при использовании лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно части 1 статьи 63.1 ЛК РФ за исключением случая, предусмотренного частью 3 названной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мнению департамента, содержащиеся в измененном техническом проекте разработки участка недр мероприятия не будут способствовать ускоренному лесовосстановлению, поскольку рекультивация земель предусмотрена в 2029-2030 гг., а не после разработки ежегодных блоков; в связи с чем рекомендуется определить допустимые ежегодные объемы древесины, обеспечивающие рациональное использование лесов, исходя из установленных годовых блоков разработки участка недр, а также ежегодной технической и биологической рекультивации нарушенных земель по блокам разработки участка недр.
Вместе с тем, как верно отмечено судами и обществом, пунктами 3.4, 3.14 Условий лицензии предусмотрены периоды и объемы добычи песка: 2021-2028 годы - по 288 в год; рекультивации земель - 2029-2030 годы; разработка проекта рекультивации - не позднее 24 месяцев до истечения срока действия лицензии либо по мере рекультивации отдельных блоков (поэтапная рекультивация нарушенных земель).
В рассматриваемом случае обществом был подготовлен и представлен в департамент технический проект разработки участка недр, содержащий указание на валку леса, корчевку пней, расчистку площадей от кустарника и мелколесья на территории лицензионного участка в 2020 году; разработку участка недр по блокам (8) в период 2021-2028 годов (с одинаковым ежегодным объемом добычи песка); проведение рекультивации карьера в 2029-2030 годах. Данный проект без замечаний был согласован департаментом (приказ от 14.09.2020 N 943-ОД).
Впоследствии между обществом и Департаментом лесного комплекса Тюменской области заключены договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 16.10.2020 N 135-43-20 (срок действия 9 лет) и договор аренды лесного участка на заготовку древесины от 16.03.2021 N 03-29/43-21 (срок действия 11 месяцев) По условиям этих договоров общество обязано осуществить рекультивацию земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию по истечении сроков действия названных договоров в соответствии с проектами рекультивации земель и требованиями законодательства Российской Федерации.
Исходя из пункта 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, пункта 2.35 Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области, названный департамент наделен полномочиями по согласованию проектов рекультивации земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обращение общества в департамент за согласованием изменений в технический проект разработки участка недр (подпункты 1, 2, 2.1, 2.2, 3.6 пункта Б подраздела 3 раздела 1) было обусловлено расхождением года проведения рубок лесных насаждений в техническом проекте (2020 год) и проекте освоения лесов (2021 год). При этом какие-либо изменения в раздел 11.2 "Мероприятия по охране окружающей среды" технического проекта обществом не вносились.
Как верно отмечено судами, департамент фактически отказывает в согласовании изменений в технический проект по мотиву несогласия с ранее согласованными проектными решениями в части определения продолжительности периодов рубки древесины и добычи песка, которые не подвергались корректировке. Внесенные обществом изменения в технический проект разработки участка недр касаются лишь изменения года рубки лесных насаждений (с 2020 на 2021 год), а не периода такой рубки (в течении одного года), который не был уменьшен или увеличен.
Кроме того, вопреки доводам департамента единовременное изъятие древесины (рубка лесных насаждений) на всей территории лицензионного участка в 2021 году само по себе не свидетельствует о необходимости такого же единого периода разработки участка недр (без блоков) и напротив, определение поблочной разработки карьера не требует поблочного изъятия древесины (в течение 8 лет). В рассматриваемой ситуации технология разработки спорного карьера предусматривает предварительную очистку всего поля карьера, а затем добычу песка по блокам. Данное технологическое решение принято обществом с учетом конкретных обстоятельств эксплуатации лицензионного участка, в том числе его размера (при разработке каждого блока карьера будет использоваться территория всего участка, в частности, для проезда техники, в связи с чем поблочная рубка древесины является нецелесообразной).
С учетом изложенного отказ департамента в согласовании изменений в технический проект разработки участка недр по причинам, указанным в оспариваемом приказе, обоснованно признан судами несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Судом округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-10490/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 63.1 ЛК РФ за исключением случая, предусмотренного частью 3 названной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
...
Исходя из пункта 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, пункта 2.35 Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области, названный департамент наделен полномочиями по согласованию проектов рекультивации земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2023 г. N Ф04-6100/22 по делу N А70-10490/2021
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6100/2022
27.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6785/2023
24.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6100/2022
18.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6489/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10490/2021