г. Тюмень |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А70-8153/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Престиж" на постановление от 24.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-8153/2023 Арбитражного суда Тюменской области по заявлениям арбитражного управляющего Батина Александра Витальевича (Тюменская область, город Тюмень, регистрационный номер 18302) и общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (625051, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 104, квартира 85, ОГРН 1157232031252, ИНН 7203354142) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58а, ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799) о признании недействительным решения от 29.03.2023 N 072/10/18.1-94/2023.
Другие лица, участвующие в деле: Трофимова Наталья Сергеевна (Тюменская область, город Тюмень); Пряников Олег Викторович (Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Престиж" - Гермаш Д.С. по доверенности от 13.08.2023;
от арбитражного управляющего Батина Александра Витальевича - Мосолова В.Б. по доверенности от 20.02.2023.
Суд установил:
арбитражный управляющий Батин Александр Витальевич (далее - арбитражный управляющий, Батин А.В.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 29.03.2023 N 072/10/18.1-94/2023 в части пунктов 2, 4.
Общество с ограниченной ответственностью "Престиж" (далее - общество, ООО "Престиж") также обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 29.03.2023 N 072/10/18.1-94/2023 в части пункта 1.
Определением от 18.05.2023 Арбитражного суда Тюменской области принятые к производству по указанным заявлениям дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А70-8153/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Трофимова Наталья Сергеевна (далее - Трофимова Н.С.), Пряников Олег Викторович (далее - Пряников О.В.).
Решением от 16.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 24.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в части признания антимонопольным органом в действиях арбитражного управляющего нарушений пунктов 11, 12, 14 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В кассационной жалобе и пояснениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях арбитражного управляющего, Трофимовой Н.С. и ряда иных лиц имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию подателя кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Батин А.В. просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "Престиж" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к письменным пояснениям к кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, пояснениях к ней, отзывах не нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, решением от 14.01.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-8899/2018 общество с ограниченной ответственностью Фирма "Макс" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Батин А.В.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение от 09.11.2022 N 10029117), в газете "Коммерсантъ" (объявление N 12010333443) опубликованы извещение о проведении торгов по продаже имущественных прав должника, в том числе права требования к обществу с ограниченной ответственностью "Ямалнефть" (лот N 6).
В соответствии с протоколом об определении участников торгов от 22.02.2023 на участие в торгах по лоту N 6 подано семь заявок, в том числе заявки ООО "Престиж" и Трофимовой Н.С. (действующей в качестве агента Пряникова О.В.); согласно протоколу о результатах торгов от 22.02.2023 победителем признана Трофимова Н.С.
ООО "Престиж", ссылаясь на нарушение организатором торгов порядка уведомления о проведении торгов, а также на наличие между Трофимовой Н.С. и организатором торгов признаков сговора, выразившегося в допуске Трофимовой Н.С. на торги, в отсутствие внесенного задатка на участие в торгах; не соответствие суммы задатка цене предложения Трофимовой Н.С., обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов - Батина А.В.
Решением управления от 29.03.2023 по делу N 072/10/18.1-94/2023 жалоба общества признана необоснованной (пункт 1); в действиях арбитражного управляющего установлено нарушение пунктов 11, 12, 14 статьи 110 Закона о банкротстве (пункт 2); материалы дела переданы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности (пункт 4).
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа в части, общество и Батин А.В. обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у антимонопольного органа оснований для вынесения оспариваемого решения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания в действиях арбитражного управляющего нарушений пунктов 11, 12, 14 статьи 110 Закона о банкротстве, Батин А.В. и Пряников О.В. обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Суд апелляционной инстанций, отменяя решение суда первой инстанции в обжалованной части и удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия у управления полномочий по осуществлению антимонопольного контроля за торгами продаже имущественных прав должника в процедуре банкротства.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств настоящего спора.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1); в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1); на территории Российской Федерации не допускаются экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2).
Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17, 18 и 45 (часть 1), в Российской Федерации должны создаваться максимально благоприятные условия для функционирования экономической системы в целом, что предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия государством специальных мер, направленных на защиту их прав и законных интересов, и тем самым - на достижение конституционной цели оптимизации государственного регулирования экономических отношений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П).
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.
Изложенное должно учитываться, в том числе при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления N 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 3 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о банкротстве). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 N 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706, от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763.
Судом апелляционной инстанций установлено, что в данном случае управлением осуществлен контроль за торгами по продаже имущественных прав должника, проводимыми в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.
При рассмотрении жалобы ООО "Престиж" на действия организатора торгов антимонопольный орган, признав факт нарушения конкурсным управляющим должника требований пунктов 11, 12, 14 статьи 110 Закона о банкротстве вследствие необоснованного допуска Трофимовой Н.С. к участию в торгах, не обосновал в принятом решении, каким образом установленное обстоятельство могло сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на каком-либо товарном рынке.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к верному выводу о превышении управлением установленных законом полномочий при вынесении оспариваемого решения и удовлетворил заявленное требование.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы, общество не лишено возможности защитить свои права и законные интересы иными способами.
Так, в рамках дела N А81-8899/2018 общество обратилось с требованием о признании спорных торгов недействительными; на вынесенное по результатам рассмотрения указанного заявления определение от 08.09.2023 обществом подана апелляционная жалоба.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 24.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8153/2023 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 N 309-ЭС21-27706, от 06.06.2022 N 305-ЭС22-763.
...
При рассмотрении жалобы ООО "Престиж" на действия организатора торгов антимонопольный орган, признав факт нарушения конкурсным управляющим должника требований пунктов 11, 12, 14 статьи 110 Закона о банкротстве вследствие необоснованного допуска Трофимовой Н.С. к участию в торгах, не обосновал в принятом решении, каким образом установленное обстоятельство могло сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на каком-либо товарном рынке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2024 г. N Ф04-6244/23 по делу N А70-8153/2023