г. Тюмень |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А70-6752/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" на решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-6752/2022 по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) о признании незаконным постановления от 03.03.2022 N 072/04/9.21-683/2021.
Иное лицо, участвующее в деле, - Хамидуллин Разяп Шарафович.
В заседании приняли участие представители:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. по доверенности от 14.07.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Колтыпина С.М. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 03.03.2022 N 072/04/9.21-683/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хамидуллин Разяп Шарафович (далее - Хамидуллин Р.Ш., третье лицо).
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (с учетом уточнения, заявленного представителем общества в судебном заседании), общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьего лица был продлен дополнительным соглашением; судами необоснованно не применены положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Хамидуллин Р.Ш. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Хамидуллиным Р.Ш. и обществом заключен договор от 25.08.2021 N Т13/21/4668-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенной по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Березняки, участок N 275, кадастровый номер 72:23:0101003:1096; заявленная максимальная мощность 15 кВт; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 30 рабочих дней со дня заключения договора.
Поскольку в установленный договором срок мероприятия по технологическому присоединению выполнены не были, третье лицо 06.12.2021 обратилось в управление с жалобой.
В связи с тем, что в обращении физического лица содержались данные, указывающие на наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольным органом вынесено определение от 16.12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2022 и вынесено постановление от 03.03.2022 N 072/04/9.21-683/2021, которым АО "Россети Тюмень" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии АО "Россети Тюмень" состава вменяемого правонарушения и соблюдении порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В пункте 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Привал N 861).
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 договор технологического присоединения должен содержать, в том числе существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 30 рабочих дней для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил, при одновременном соблюдении условий, поименованных в абзацах 3 - 6 данного подпункта.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по заключенному между обществом и третьим лицом договору составлял 30 рабочих дней со дня заключения договора; платежным поручением от 19.09.2021 N 156255 Хамидуллин Р.Ш. произвел оплату за технологическое присоединение; акт N Т13/21/4668-АТП об осуществлении технологического присоединения составлен и подписан только 07.12.2021, а фактически мероприятия выполнены 29.12.2021.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о нарушении обществом установленного Правилами N 861 порядка осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств третьего лица.
Ссылка общества на заключение дополнительного соглашения, которым был установлен иной срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, была предметом рассмотрения судов, получила надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонена, поскольку подписание дополнительного соглашения к договору после истечения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению не исключает событие административного правонарушения.
Принимая во внимание, что АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение заключенного с Хамидуллиным Р.Ш. договора об осуществлении технологического присоединения, и учитывая, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 08.09.2020 по делу N 072/04/9.21-337/2020, вступило в законную силу 30.07.2021, дело N А70-16358/2020), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушены.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае судами с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения установлено, что избранная в отношении общества мера ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. не является избыточной.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого постановления антимонопольного органа.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6752/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
...
Принимая во внимание, что АО "Россети Тюмень" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение заключенного с Хамидуллиным Р.Ш. договора об осуществлении технологического присоединения, и учитывая, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 08.09.2020 по делу N 072/04/9.21-337/2020, вступило в законную силу 30.07.2021, дело N А70-16358/2020), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2023 г. N Ф04-6930/22 по делу N А70-6752/2022