г. Тюмень |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А03-18614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 05.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Аюшев Д.Н., Зайцева О.О.) по делу N А03-18614/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (656037, Алтайский край, город Барнаул, проспект Калинина, дом 57, литер ВВ1, офис, 510, ОГРН 1122225015153, ИНН 2221201238) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, Алтайский край, город Барнаул, улица Молодежная, 1, ОГРН: 1102225002923, ИНН: 2221177627) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Другие лица, участвующие в деле, - Русских Владимир Петрович (город Барнаул), Михельсон Александр Владимирович (город Барнаул).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - управление, административный орган) от 08.12.2021 N 137/2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Русских Владимир Петрович (далее - Русских В.П.), Михельсон Александр Владимирович (далее - Михельсон А.В.)
Решением от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 05.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 22.06.2022 оставлено без изменения; постановление управления от 08.12.2021 N 137/2021 признано не подлежащим исполнению в части размера административного штрафа, превышающего 50 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) в рассматриваемом случае правила ценового регулирования не распространяются на взаимоотношения общества и потребителей тепловой энергии.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
В силу части 4.1 статьи 206 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для составления управлением 24.11.2021 протокола об административном правонарушении и вынесения постановления от 08.12.2021 N 137- 2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ послужил выявленный в ходе проверки обращений собственников нежилых помещений, расположенных в здании (адрес: город Барнаул, улица Чеглецова, 3А), поступивших в управление 18.10.2021 из прокуратуры Железнодорожного района города Барнаула и 26.10.2021 дополнительно от Русских В.П., Михельсона А.В., факт выставления потребителям - обществу с ограниченной ответственностью "Центр содействия занятости и безопасности труда" (далее - ООО "ЦСЗиБТ") и индивидуальному предпринимателю Михельсону А.В. платы за теплоснабжение нежилых помещений в отсутствие установленного в законном порядке предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
По общему правилу, установленному пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Закона N 190 установление тарифов на передачу тепловой энергии, теплоносителя входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных названным Законом.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.20219 N 1735-р городской округ город Барнаул Алтайского края отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.
В силу части 2 статьи 23.8 Закона N 190-ФЗ в ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель только у единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения, за исключением приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с частями 2.1- 2.3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Решением управления от 13.11.2020 N 322 (в редакции решений от 18.12.2020 N 536, от 01.09.2021 N 83) ЕТО утверждены предельные уровни цены на тепловую энергию (мощность) на 2021 год на территории ценовой зоны теплоснабжения городского округа город Барнаул Алтайского края.
Согласно части 2.1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
В силу части 2.2 статьи 8 Закона N 190-ФЗ с 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: 1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; 2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что по смыслу указанных положений Закона N 190-ФЗ не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон цены на тепловую энергию при условии если: теплоснабжающая организация владеет источником тепловой энергии (котельной) на праве собственности или ином законном основании; установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год; реализуемая тепловая энергия не используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным категориям потребителей; теплопотребляющие установки потребителя (потребителей) технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть; теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения; к тепловым сетям, принадлежащим потребителю (потребителям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей; тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителя (потребителей), принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему потребителю (потребителям).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество не включено в реестр ЕТО, осуществляющих деятельность в системах теплоснабжения городского округа город Барнаул Алтайского края (перечень систем теплоснабжения, расположенных в границах городского округа, и реестр ЕТО с указанием систем теплоснабжения, входящих в состав ЕТО, утверждены приказом Минэнерго России от 12.11.2020 N 992); предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) управлением обществу не утверждался; в период с 01.01.2021 по 01.05.2021 теплоснабжение нежилых помещений, принадлежащих ООО "ЦСЗиБТ" и Михельсону А.В., осуществлялось обществом путем подачи тепловой энергии по тепловым сетям до границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей; при этом цену за 1 гигакалорию общество установило произвольно, не ограничивая предельным уровнем цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и выставляло собственникам счета на оплату теплоснабжения по цене 4891,14 руб./Гкал и 3805,80 руб./Гкал. соответственно; доказательств, подтверждающих наличие совокупности условий, необходимых для применения положений статьи 8 Закона N 190-ФЗ и определения стоимости тепловой энергии по соглашению сторон, в материалы дело не представлено; определение от 06.06.2022 суда первой инстанции, которым обществу предложено представить техническую документацию на источник тепловой энергии, а также схему теплоснабжения здания, последним не исполнено.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае у общества отсутствовали законные основания для произвольного установления цены за единицу тепловой энергии и выставления собственникам помещений в здании счетов на оплату тепловой энергии, стоимость которой превышает установленные тарифы.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции, применив положения статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ), признал не подлежащим исполнению постановление управления в части размера административного штрафа, превышающего 50 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18614/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество не включено в реестр ЕТО, осуществляющих деятельность в системах теплоснабжения городского округа город Барнаул Алтайского края (перечень систем теплоснабжения, расположенных в границах городского округа, и реестр ЕТО с указанием систем теплоснабжения, входящих в состав ЕТО, утверждены приказом Минэнерго России от 12.11.2020 N 992); предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) управлением обществу не утверждался; в период с 01.01.2021 по 01.05.2021 теплоснабжение нежилых помещений, принадлежащих ООО "ЦСЗиБТ" и Михельсону А.В., осуществлялось обществом путем подачи тепловой энергии по тепловым сетям до границы разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей; при этом цену за 1 гигакалорию общество установило произвольно, не ограничивая предельным уровнем цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и выставляло собственникам счета на оплату теплоснабжения по цене 4891,14 руб./Гкал и 3805,80 руб./Гкал. соответственно; доказательств, подтверждающих наличие совокупности условий, необходимых для применения положений статьи 8 Закона N 190-ФЗ и определения стоимости тепловой энергии по соглашению сторон, в материалы дело не представлено; определение от 06.06.2022 суда первой инстанции, которым обществу предложено представить техническую документацию на источник тепловой энергии, а также схему теплоснабжения здания, последним не исполнено.
...
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований установленного порядка ценообразования, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. При этом суд апелляционной инстанции, применив положения статьи 1.7, части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ), признал не подлежащим исполнению постановление управления в части размера административного штрафа, превышающего 50 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2023 г. N Ф04-7089/22 по делу N А03-18614/2021