г. Тюмень |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А45-235/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Дерхо Д.С.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации Новосибирского района Новосибирской области и администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 29.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-235/2022 по иску администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 33А, ОГРН 1055406001815, ИНН 5406300861) к индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Владимировичу (ОГРНИП 307540225500010, ИНН 540207592909) об обязании освободить земельные участки от твердых бытовых отходов.
Третьи лица: администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, прокуратура Новосибирской области, прокуратура Новосибирского района Новосибирской области, департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Суд установил:
администрация Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация Новосибирского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Петрову Владимиру Владимировичу (далее - ИП Петров В.В., предприниматель, ответчик) об обязании освободить земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 от твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
о предоставлении администрации права в случае, если ИП Петров В.В. добровольно не исполнит решение суда в установленный срок, за счет бюджета бюджетной системы Российской Федерации освободить земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 от твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация Криводановского сельсовета), прокуратура Новосибирской области, прокуратура Новосибирского района Новосибирской области, департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Решением от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Администрация Новосибирского района и администрация Криводановского сельсовета, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились с кассационными жалобами.
Администрация Новосибирского района просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Указывает на то, что судами первой и апелляционной инстанций не принят во внимание факт признания предпринимателем расположения спорных земельных участков в границах полигона, в результате чего он размещал поступающий мусор, в том числе на них. Кроме того, после выявленного им самим заблуждения относительно границ полигона, он начал работы по очистке спорных земельных участков. В данном случае виновное в причинении вреда лицо установлено материалами дела, собственником отходов является индивидуальный предприниматель Петров В.В., осуществлявший хозяйственную деятельность по эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов.
В своей кассационной жалобе администрация Криводановского сельсовета просит изменить решение суда, исключив из его мотивировочной части вывод о бездействии со стороны администрации Криводановского сельсовета при осуществлении публичных полномочий, отмечает, что не является правообладателем указанных земельных участков, собственником складированных на них отходов, и как орган местного самоуправления сельского поселения не наделена публичными полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок и прочих мест складирования твердых коммунальных отходов, вопрос о бездействии администрации Криводановского сельсовета не был предметом исследования судов.
Отзывы на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлены.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с договором аренды муниципального имущества от 16.05.2016 N Т-01/2016 и по акту-передачи имущества от 16.05.2016 администрация Криводановского сельсовета передала ИП Петрову В.В. во временное владение и пользование за плату муниципальное имущество - сооружение: полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Срок действия договора определен сторонами - 5 лет (пункт 1.2 договора).
В связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц Новосибирская транспортная прокуратура, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Новосибирский районный суд с иском к администрации Криводановского сельсовета о необходимости ликвидации полигона твердых бытовых отходов.
Решением от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018 исковые требования Новосибирской транспортной прокуратуры удовлетворены, суд обязал администрацию Криводановского сельсовета ликвидировать полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Соглашением от 17.05.2021 договор аренды муниципального имущества от 16.05.2016 N Т-01/2016 расторгнут.
Администрацией Криводановского сельсовета с обществом с ограниченной ответственностью Геотехпроект 13.01.2021 был заключен муниципальный контракт N 01/2021 на проведение изыскательских работ на полигоне твердых бытовых отходов, по результатам которых проектной организацией установлено, что тело полигона выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683, предоставленного для размещения полигона.
В соответствии с требованиями проектной организации в целях прохождения экспертизы и получения положительного заключения для разработки проектно-сметной документации для проведения работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов необходимо переместить тело полигона в границы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683.
В материалы дела также представлено заключение кадастрового инженера Цыплякова Д.Н. от 14.10.2021, согласно которому "территория земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 частично огорожена, ограждение установлено со стороны автомобильной дороги, на всей площади земельного участка свален мусор различного происхождения, высота кучи мусора местами превышает 10 метров. Во время проведения проверки на территории земельного участка работал бульдозер. Наверху отвала мусора стоял самосвал с поднятым кузовом, как будто только что сваливал отходы. Свалка мусора осуществляется и за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683. Определить координаты границ свалки не представляется возможным, так как на местности они четко не выражены.
Площадь свалки, расположенной за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 составляет около 10 000 кв. м (площадь свалки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:391 составляет около 4 600 кв. м и около 5 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:1220).
С северной части полигона за пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 выкопан ров, очевидно, с целью препятствия для несанкционированной свалки отходов на территории полигона твердых бытовых отходов. Глубина рва местами составляет более метра.
За пределами земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 большое количество несанкционированных свалок отходов, очевидно с ближайших населенных пунктов и садоводческих товариществ".
Земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:1220 находится в собственности Новосибирского района. Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:391 отсутствуют.
По мнению администрации Новосибирского района, земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:022201:1220 и 54:19:022201:391 фактически самовольно захвачены ИП Петровым В.В., поскольку на этих земельных участках произведено складирование отходов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с исковыми требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Новосибирской области от 18.12.2015 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и уполномоченными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области", примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенным Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и исходили из отсутствия доказательств для признания вины предпринимателя в разрастании тела полигона за пределы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683.
При этом суды отметили, что факт заключения между сторонами договора сам по себе не свидетельствует о размещении предпринимателем твердых бытовых отходов на смежных земельных участках.
Судом также было принято во внимание решение от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018, которым суд обязал администрацию Криводановского сельсовета ликвидировать полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы об исключении из мотивировочной части вывода о бездействии со стороны администрации Криводановского сельсовета.
Суд округа не усматривает нарушения законности при вынесении обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно материалам дела, предприниматель осуществлял использование муниципального имущества - сооружение: полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенное по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683, по договору от 16.05.2016 N Т-01/2016, заключенному с администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области 16.05.2016 был заключен договор аренды муниципального имущества N Т-01/2016.
Факт заключения между администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ИП Петровым В.В. договора аренды муниципального имущества от 16.05.2016 N Т-01/2016 сам по себе не свидетельствует о размещении твердых бытовых отходов на смежных земельных участках предпринимателем. Наличие нарушений в виде использования смежных земельных участков также не может быть подтверждено фактом заключения договора.
Согласно позиции предпринимателя, изложенной в отзыве на исковое заявление, при подписании договора не были определены границы участка, поскольку визуально со стороны автомобильной дороги было установлено ограждение, а по периметру полигона просматривалась обваловка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2022 N АКПИ21-1063 указано, что требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенным в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющим документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, содержатся в абзаце четвертом пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 N 303.
Так, исходя из данной нормы по периметру всей территории объекта размещения твердых коммунальных отходов должно быть предусмотрено обустройство легкого ограждения, производственно-бытового здания, шлагбаума, контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, переносное сетчатое ограждение как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов.
Из анализа приведенных норм в системе действующего правового регулирования следует, что под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.
Из решения от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018 следует, что вопрос законности размещения полигона ТБО был предметом рассмотрения суда, ответчиком по указанному спору приводились сведения о том, что полигон с 1995 года фактически занят свалкой, только 01.10.2008 он был введен в эксплуатацию.
Таким образом, истец должен обладать исчерпывающей информацией о характеристиках спорного объекта, его расположении в пределах конкретных земельных участков.
Обосновывая заявленное в рамках настоящего дела исковое требование, администрация Новосибирского района Новосибирской области не представила доказательств в подтверждение характеристик объекта, который находился в пользовании предпринимателя и был предоставлен ему по договору (то есть сформирован самим арендодателем), в сравнении с теми сведениями о допущенном ответчиком выходе за пределы земельного участка, на котором расположено полигон ТБО, которые приведены в акте полевого обследования и заключении кадастрового инженера.
Оценив заключение кадастрового инженера Цыплякова Д.Н. от 14.10.2021, суд пришел к выводу о невозможности признания этого документа в качестве доказательства, подтверждающего вину ИП Петрова В.В. в разрастании тела полигона с кадастровым номером 54:19:022201:1252. Указанное заключение содержит лишь констатацию факта разрастания тела полигона за пределы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683.
Как указывает кадастровый инженер, площадь свалки в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:391 составляет около 4 600 кв. м и около 5 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:1220.
При этом кадастровый инженер высказывает предположение о том, что большое количество несанкционированных свалок отходов очевидно с ближайших населенных пунктов и садоводческих товариществ.
Акт полевого обследования с приложенными фотографиями также не позволяет установить минимально необходимые сведения о координатах частей смежных земельных участков, занятых полигоном ТБО.
Кроме того, констатация факта выхода полигона ТБО за пределы границ земельного участка не является достаточной для вывода о вине в допущенном нарушении исключительно ИП Петрова В.В., поскольку не доказано, что он использовал полигон не в тех границах и характеристиках, которые определяли предмет аренды при заключении договора от 16.05.2016 N Т-01/2016.
Также судами принято во внимание, что никаких замечаний при расторжении договора и возврате арендатором муниципального имущества - сооружения: полигона твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Криводановский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером 54:19:022201:683, арендодателем сделано не было.
Иных относимых, допустимых, достоверных и достаточных для признания вины предпринимателя в разрастании тела полигона за пределы земельного участка с кадастровым номером 54:19:022201:683 доказательств администрацией Новосибирского района Новосибирской области вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принято во внимание решение от 15.10.2018 Новосибирского районного суда по делу N 2-252/2018, которым суд обязал Администрацию Криводановского сельсовета Новосибирского района ликвидировать полигон твердых бытовых отходов площадью 44 800 кв. м с кадастровым номером 54:19:022201:1252, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:683.
В настоящее время в производстве Новосибирского районного суда находится гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области к администрации Новосибирского района Новосибирской области, администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, ИП Петрову В.В. о признании незаконными бездействий, обязании совершить действия. Согласно заявленным требованиям, истец просит признать незаконными бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области, администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по ликвидации несанкционированной свалки площадью 5 400 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201:1220, по ликвидации несанкционированной свалки площадью 4 600 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 54:19:022201: 39, обязать ответчиков ликвидировать данные свалки, провести рекультивацию земель в срок 1 год.
Поскольку в рамках указанного спора подлежит установлению вина и действия/бездействие каждого из ответчиков, а также обязанности и способ устранения допущенного нарушения, обращение истца в суд в рамках настоящего дела является преждевременным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что вина администрации Новосибирского района Новосибирской области, администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и предпринимателя должна быть определена Новосибирским районным судом по результатам рассмотрения дела N 2-779/2022 по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области к указанным ответчикам, обязанность по восстановлению земельных участков также может быть возложена на арендатора полигона при доказанности его вины в незаконном размещении отходов на территории, не предоставленной ему по договору аренды.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
При данных обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-235/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
...
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2022 N АКПИ21-1063 указано, что требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенным в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющим документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, содержатся в абзаце четвертом пункта 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 N 303."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2023 г. N Ф04-7660/22 по делу N А45-235/2022