г. Тюмень |
|
1 февраля 2023 г. |
Дело N А45-11458/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Шабановой Г.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола с использованием системы веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Евдокимовой В.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области на постановление от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-11458/2022 Арбитражного суда Новосибирской области по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656) к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тепляничеву Владимиру Сергеевичу (Новосибирская область, Ордынский район, деревня Березовка) о взыскании гранта.
В судебном онлайн-заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от Министерства сельского хозяйства Новосибирской области - Цилковская Е.В. по доверенности от 02.12.2022;
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тепляничева Владимира Сергеевича - Долуденко К.Ю. по доверенности от 01.09.2020.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тепляничеву Владимиру Сергеевичу (далее - предприниматель) о взыскании гранта в форме субсидии в размере 2 975 250 руб.
Решением от 14.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) с предпринимателя в пользу министерства взыскано 1 336 500 руб. гранта; в остальной части в иске отказано.
Постановлением от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, неисполнение (изменение) плана расходов, определенных представленным предпринимателем бизнес-планом (приобретение телок герефордской породы вместо племенных нетелей породы герефорд), является грубым нарушением целей и условий предоставления государственной поддержки и в качестве санкций предусматривает ее возврат.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство (грантодатель) заключило с предпринимателем (грантополучатель) соглашение (договор) от 26.09.2019 N 6/1 о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (далее - соглашение).
По условиям соглашения грантополучателю из областного бюджета Новосибирской области в 2019 году предоставляется грант в форме субсидии на софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области" в рамках реализации грантополучателем мероприятия "поддержка начинающего фермера" (пункт 1.1); грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов, предоставленным на участие в конкурсном отборе на право получения гранта в форме субсидии (пункт 1.2); размер гранта 3 000 000 руб. (пункт 2.1); грантополучатель обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат согласно пункту 1.2 соглашения, с соблюдением Порядка предоставления грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на поддержку начинающего фермера, на развитие семейной животноводческой фермы, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п (далее - Порядок N 37-п) (пункт 4.3.4).
Платежным поручением от 30.09.2019 N 673721 предпринимателю перечислено 3 000 000 руб. гранта
Планом расходов предпринимателя на реализацию бизнес-плана создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства (начинающий фермер) предусмотрено направление гранта на приобретение, ремонт производственных зданий, помещений (915 000 руб.), приобретение 33 голов сельскохозяйственных животных - племенных нетелей породы герефорд (1 336 500 руб.), приобретение сельхозтехники и инвентаря (748 500 руб.).
При рассмотрении представленных предпринимателем отчетов министерством выявлено нарушение грантополучателем условий и целей предоставления гранта, выразившееся в расходовании 1 336 500 руб. гранта на приобретение телок герефордской породы в количестве 33 голов по договору купли-продажи от 05.11.2019 N 1, при этом племенные свидетельства на приобретенное поголовье представлены не были.
Уведомлением от 25.01.2022 N 242-09/23 министерство предложило предпринимателю возвратить в областной бюджет Новосибирской области 3 000 000 руб. гранта в течение 30 календарных дней с даты получения названного уведомления.
Поскольку предприниматель в добровольном порядке не вернул денежные средства, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с предпринимателя в пользу министерства 1 336 500 руб. гранта, суд первой инстанций исходил из нецелевого использования предпринимателем указанной суммы гранта.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования спорной суммы гранта.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Основные правила предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам установлены статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По общему правилу, предоставление субсидии оформляется путем заключения между главным распорядителем (как получателем бюджетных средств) и получателем субсидии соответствующего договора (соглашения).
Пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе.
Нормативные правовые акты исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие предоставление грантов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 N 322 (действовавшие в спорный период).
Согласно подпункту "б" пункта 9 названных Общих требований в целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления грантов и ответственности за их несоблюдение в правовом акте указываются меры ответственности за несоблюдение условий, целей и порядка предоставления грантов, в частности, возврат гранта в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлен грант, в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения показателей, указанных в подпункте "з" пункта 7 названного документа (если правовым актом предусмотрено установление таких показателей);
Подпунктом 1 пункта 17 Порядка N 37-п предусмотрено, что в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет гранта, в полном объеме в областной бюджет Новосибирской области.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что соглашение заключено министерством с предпринимателем по результатам конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области" (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п); на указанный конкурсный отбор предприниматель представил бизнес-план, в соответствии с которым целями и задачами развития крестьянского (фермерского) хозяйства является производство и реализация продуктов растениеводства (пшеница, ячмень) (таблица 4) и животноводства - мяса (говядины) (таблица 5); по договору купли-продажи от 05.11.2019 N 1 предприниматель приобрел телок герефордской породы в количестве 33 голов с использованием средств гранта в размере 1 336 500 руб.; 09.10.2020 предприниматель обращался в министерство с заявлением о внесении изменений в план расходов (заменить приобретение племенных нетелей на товарных телок специализированных мясных пород предслучного возраста), указывая на невозможность реализации соглашения на покупку племенных нетелей по предварительному договору из-за позднего срока получения субсидии; уведомлением от 06.11.2020 N 4279-11/23 министерство отказало во внесении изменений в план расходов по причине установления факта осуществления этих расходов.
Проанализировав условия бизнес-плана, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что целями и задачами развития крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателя являлось, в частности, производство и реализация продуктов животноводства - мяса (говядины), а не разведение племенных животных.
Согласно подпункту 1 пункта 4 Порядка N 37-п гранты на поддержку начинающего фермера предоставляются главе крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на приобретение сельскохозяйственных животных.
Одной из публичных целей, когда используется экономическое стимулирование с помощью субсидирования, является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2022 N 1479-О).
Исходя из конкретных обстоятельств по настоящему делу суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения условий и целей предоставления гранта - нецелевого использования предпринимателем гранта в размере 1 336 500 руб.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал министерству в удовлетворении искового требования о взыскании гранта.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм материального и процессуального права не свидетельствует о неправильном применении их судом апелляционной инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств дела.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 27.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11458/2022 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
...
Пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам могут предоставляться гранты в форме субсидий, в том числе на конкурсной основе.
...
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 N 322 (действовавшие в спорный период).
...
Одной из публичных целей, когда используется экономическое стимулирование с помощью субсидирования, является увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2022 N 1479-О)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2023 г. N Ф04-7667/22 по делу N А45-11458/2022