г. Тюмень |
|
3 февраля 2023 г. |
Дело N А70-3877/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Жилье-2012" на решение от 08.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 11.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-3877/2022 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Жилье-2012" (625001, город Тюмень, улица Бабарынка, дом 65, ИНН 7203385944, ОГРН 1167232070455) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20, ИНН 7202131175, ОГРН 1047200990891) об оспаривании действий.
В заседании приняли участие представители:
от товарищества собственников недвижимости "Жилье-2012" - Липовцев А.Н. по доверенности от 05.12.2022;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - Копылов П.А. по доверенности от 16.06.2022.
Суд установил:
товарищество собственников недвижимости "Жилье-2012" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - управление) по возврату документов без рассмотрения (уведомление от 19.01.2022 N КУВД-001/2022-393405/1).
Решением от 08.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в управление были представлены достаточны доказательства, подтверждающие соответствие спорного здание критериям многоквартирного дома; вопреки выводу судов перевод всех помещений в нем в жилые не является обязательным условием для признания здания многоквартирным домом.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости - административное нежилое здание, 5 этажей, кадастровый номер 72:23:0214002:1988, адрес: город Тюмень, улица Бабарынка, 65; в составе указанного здания учтены как отдельные объекты недвижимости 195 квартир (переведены из нежилых помещений на основании приказов Управы Калининского административного округа города Тюмени от 08.06.2012 N 101, от 19.12.2012 N 159) и 69 нежилых помещений, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
Товарищество 11.01.2022 обратилось в управление с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении назначении названного объекта недвижимости (с нежилого на многоквартирный дом) и исключении сведений о его наименовании (административное), ссылаясь на наличие в нем квартир, включение его в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области и изменение вида разрешенного использования земельного участка под ним (среднеэтажная жилая застройка).
Уведомлением от 19.01.2022 управление возвратило товариществу документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, без рассмотрения на основании пункта 6 статьи 34, пунктов 18, 19 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Не согласившись с указанным уведомлением, товарищество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу об отсутствии у управления достаточных оснований для осуществления кадастрового учета изменений характеристик спорного объекта недвижимости.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 7 Закона о регистрации ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж) и о наименовании здания на основании пунктов 9, 11 части 5 статьи 8 указанного Закона отнесены к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Выполнение минимально необходимых требований к зданиям обеспечивается с учетом их назначения (части 6 статьи 3, пункт 1 части 1 статьи 4, часть 3 статьи 16, часть 4 статьи 29 Технического регламента).
Нежилое здание - это здание, предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей (приложение 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37).
Многоквартирным домом в соответствии с частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 названного Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Исходя из положений частей 2, 3 статьи 13 Закона о регистрации внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в уведомительном порядке в случаях, установленных названным Законом.
В соответствии со статьей 34 Закона о регистрации орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев (часть 1).
Орган регистрации прав в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, в случае, если не представлены документы, необходимые для представления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 2).
Кроме того, статьей 70 Закона о регистрации предусмотрено, что при представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления о внесении в ЕГРН сведений о наименовании данных здания, сооружения или помещения либо об изменении такого наименования (если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения) такие сведения вносятся в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления. При этом такие сведения в данном заявлении должны быть указаны в отношении здания или сооружения в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 1 части 18).
Сведения о наименовании здания, сооружения или помещения могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника такого объекта недвижимости при наличии в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости либо одновременно с внесением сведений о виде разрешенного использования такого объекта недвижимости (часть 19).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в порядке межведомственного информационного взаимодействия какие-либо документы, содержащие информацию о дополнительных сведениях в отношении спорного объекта недвижимости, в управление не поступали. В рассматриваемом случае с заявлением об исключении из ЕГРН сведений о наименовании здания (административное) и изменений сведений о назначении здания (с нежилого на многоквартирный дом) обратилось товарищество, являющееся представителем лишь части собственников помещений, входящих в состав спорного объекта. При этом исключение сведений о наименовании здания обусловлено изменением его назначения, однако документы, подтверждающие такое изменение и соответствие объекта требованиям, предъявляемым к многоквартирным домам, не представлены (разрешение на ввод в эксплуатацию по результатам реконструкции либо акт уполномоченного органа местного самоуправления об изменении (переводе) категории здания, техническая документация, заключение специалиста и т.п.).
Вопреки позиции товарищества наличие в нежилом здании двух и более жилых помещений само по себе не свидетельствует о его переводе в многоквартирный дом. То обстоятельство, что действующим законодательством не регламентирована процедура (порядка) изменения назначения здания с нежилого на многоквартирный дом не означает возможность осуществления кадастрового учета объекта недвижимости без представления вышеназванных документов.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований для осуществления кадастрового учета изменений сведений об объекте недвижимости и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3877/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.